ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМНО
 
 
РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ
 
05.06.2023
Фаджр 01:33
Восход 3:23
Зенит 12:04
Зухр 12:30
Аср 17:21
Магриб 20:45
Иша 22:15
Скачать расписание [PDF]
г. Н. Новгород г. Сергач
 

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости


22-10-2022 С 31 октября по 6 ноября 2022 года в Нижнем Новгороде пройдет цикл мероприятий «Дни исламской культуры, науки и образования», приуроченный к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии.
 

09-04-2022 В Московском исламском институте открывается аспирантура

29-09-2022 Нижегородский исламский институт имени Хусаина Фаизханова объявляет набор на очередные дополнительные общеобразовательные курсы 2022/23

 

 
 
   

Репортажи

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповеди


05-04-222 О достоинствах сухура. Проповедь
 

Дружба в Исламе
 


Отношение к родным в Исламе

 
 
13-12-12 Прямые и косвенные механизмы социализации уммы

В настоящее время, как мы все видим, мусульмане находятся не в самом лучшем положении, как в социальном, так и культурном положении. Нам предстоит пройти еще долгий путь несмотря на то, что многое мы смогли уже сделать.



Я не буду касаться политических вопросов развития уммы, поскольку, на мой взгляд, они являются внешними по отношению к ее проблемам, но я сосредоточусь на проблемах российских мусульман.

Во-первых, мусульманская община России сейчас находится практически в атомизированном состоянии. Кроме организационного плюрализма, верующие все чаще становятся разделенными по самым различным основаниям: от этнического до возрастного.

Миграционные потоки из стран Центральной Азии и Кавказа сделали наши общины в крупных городах полиэтничными, и все чаще имамы должны учитывать этот факт в своих пятничных проповедях, переходя с татарского или башкирского на русский язык. Многие совершенно обоснованно говорят о необходимости сохранения традиционной культуры в наших мечетях, и мы должны стремится к этому, но мы не должны забывать и о том, что люди, пришедшие на пятничный намаз также хотят услышать для себя строки из Священного Корана и, вдохновляясь ими прийти в мечеть в следующий раз, обратив свой взор и сердце к Всевышнему.

Каждый имам должен понимать, что именно с него начинается социализация мусульманина-иммигранта, с него начинается процесс интеграции в российское общество и российскую умму, с него начинается процесс формирования единой российской уммы. Официальные данные статистики говорят нам, что образовательный уровень иммигрантов невысок, поэтому среди задач имама должно быть не только духовное окормление, но и просвещение. Многочисленные примеры в Центральной России и Поволжье демонстрируют нам, что активная позиция имама в процессе взаимодействия с прихожанами-мигрантами позволяет не просто избежать противоречий внутри общины, но и помогает становлению дружеских межнациональных и межконфессиональных отношений внутри конкретных муниципалитетов.

Не будем забывать и той помощи, которую духовным управлениям мусульман оказывают органы государственной власти и институты гражданского общества в вопросе интеграции мигрантов. В свою очередь мусульманское духовенство должно понимать, что эта помощь может быть еще более эффективной и полной, если мы сможем грамотно определять те направления, куда стоит направить получаемые ресурсы. Не раз говорилось о том, что эффективность работы духовного управления определяется, прежде всего, грамотным использованием имеющихся ресурсов, контактов и, конечно, кадрового потенциала.

Второй важной проблемой для развития уммы является вопрос социализации молодых мусульман.

В настоящее время мы видим, что наша молодежь, фактически осталась беззащитной перед потоком информации с телевидения и со страниц Интернета. Простые решения, которые подсказывают ей так называемые «доброжелатели» приводят молодых людей к мысли о необязательности сохранения существующей традиции, к поиску новых смыслов, к выбору новых, более модных ориентиров. Проще и понятнее для них являются решения, которые, на первый взгляд, не содержат компромиссов и отождествляются ими с «истинным лицом» их религии. К сожалению, уровень их познания первоисточников Ислама остается низким, не смотря на то, что они могут воспроизвести наизусть 3-4 десятка зазубренных, вырванных из контекста строчек Священного Корана, где просто и понятно в черно-белых красках описывается окружающая действительность. В результате мы сталкиваемся с непониманием и неприятием молодым поколением тех ценностей и той жизненной мудрости, почерпнутой в строках Корана, которая прошла через умы и сердца наших великих предков, являвшимися авторитетами для всего исламского мира. Это и Риза Фахретдин, и Шигабуддин Марджани, Муса Биги, Зайнулла Расули и многие другие, оставившие свой след в исламском богословии. По сути, конфликт молодого поколения со старшим основан на трагедии прерванной богословской традиции, конфликт, основанный на незнании. Радикализм молодежи, которая сегодня предпочитает ориентироваться на зарубежных авторов, которые говорят с ней простым, а подчас примитивным языком и бинарными оппозициями «халяль - харам», «шахид - муртад», «ислам - ширк» во многом напоминает начало 20-ого века, когда захваченная политическими лозунгами мусульманская молодежь вливалась в политические партии согласно своему образовательному уровню: недоучившиеся студенты медресе предпочитали простых и понятных социалистов-революционеров, а мусульмане, имевшие и светское и религиозное образование поддерживали социал-демократов, чья политическая доктрина требовала более глубокого понимания социально-экономических и политических процессов.

Сейчас мы можем наблюдать нечто похожее и с нашей мусульманской молодежью. Костяк агрессивно и радикально настроенных составляют те, кто не имеет сколь-нибудь качественного исламского богословского и светского образования. С точки зрения социологии – это маргинальные слои, получившие свои ориентиры в готовом виде.

Третьей проблемой уммы, которую бы хотелось выделить особо, это проблема уровня квалификации имамов.

Зачастую мы видим, что уровень знания священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада и компетентности в вопросах фикха и акыды не позволяет имаму грамотно ответить на вопросы верующих, что вызывает у них негативную реакцию. Такая ситуация характерна для многих мечетей, особенно в сельских районах и небольших городах. Все мы понимаем, что 70 лет планомерной работы по вытравливанию ислама из жизни мусульман не прошли даром и восстановить все даже за 20 лет не так уж и просто. В настоящее время мы наблюдаем, как начинает вырисовываться новая система российского исламского образования, она ориентируется на идею о взаимодополняемости между религиозным блоком и светским. Студент мектебе, медресе или исламского института должен не только в совершенстве знать Священный Коран и Сунну, но и ориентироваться в истории, социологии, законодательстве, культуре – быть разносторонним специалистом. В этой связи, помощь которую оказывает сегодня государство мусульманским учебным заведениям нельзя не отметить. Однако многое необходимо сделать и самим мусульманам.

В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание на те предложения, которые я бы хотел обозначить в качестве темы для дальнейшей дискуссии и развития в рамках практической деятельности духовных управлений мусульман. Это будут предложения по развитию прямых и косвенных методов социализации уммы.

К прямым механизмам социализации уммы в настоящее время я хочу отнести весь блок вопросов, связанный с успешным функционированием института духовного управления мусульман.

Современное духовное управление мусульман должно являться не просто религиозной организацией, а многофункциональным центром мусульманской культуры, который бы соединял в своей деятельности следующие направления работы:

- поддержание организационных основ деятельности духовного управления;

- поддержание работы мечетей и обеспечение их квалифицированными имамами;

- создание условий для получения религиозного образования и повышения квалификации имамов в рамках духовного управления;

- работа с молодыми прихожанами (в том числе религиозное просвещение);

- работа с мусульманами-иммигрантами (в том числе их обучение русскому языку и основам культуры российских мусульман и российского общества).

Интегрированная работа имамов, мусульманских образовательных учреждений и молодежных объединений мусульман в рамках духовного управления мусульман позволит им стать теми институтами уммы, вокруг которых начнется объединение российских мусульман, как идеологическое, так и организационное. Духовное управление может работать со всеми мусульманами вне зависимости от того, к какой правовой школе они принадлежат. Это позволит значительно снизить угрозу возникновения псевдоисламских экстремистских организаций и наладить механизмы социализации молодых мусульман, и, в конце концов, сформировать устойчивые основы традиции российских мусульман, базирующиеся, как на Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада и работах всемирно известных богословов, так и на трудах российских исламских богословов. Уже нынешнее поколение мусульман способно передать своим детям устойчивую традицию, подкрепленную серьезным теоретическим богословским базисом. Вопрос лишь в том, чтобы указанная работа осуществлялась в полной мере на территории всех регионов.

К косвенным механизмам социализации мы можем отнести все, что может помочь мусульманам в современном мире сохранить свою культуру и преумножить ее богатство:

- использование средств массовой информации и Интернета, которые сейчас во многом используются против мусульманской общины;

- внедрение в образовательные программы исламских учебных заведений светских дисциплин, направленных на формирование целостного мировоззрения (история, философия, социология, политология);

- формирование страты исламских ученых, исламоведов, журналистов, публицистов, издателей которые бы смогли достойно представлять интересы уммы в рамках российского общества и мирового сообщества. Необходимо отметить, что в этом направлении уже делаются серьезные шаги со стороны государства, духовных управления мусульман в сотрудничестве с научным сообществом, но, к сожалению, не всегда эта работа приносит ожидаемые результаты.

- тесная работа духовных управлений мусульман с правоохранительными органами, которая бы способствовала росту взаимного уважения и понимания между служителями порядка и мусульманами. Снятие барьеров непонимания и взаимной настороженности позволит более эффективно вести свою работу, как духовным управлениям, так и правоохранительным органам.

Таким образом, в процессе социализации уммы центральным элементом мы считаем имама и духовное управление мусульман. Только их работа способна в корне изменить те негативные тенденции, которые были озвучены в нашем докладе. При этом необходимо понимать, что их деятельность должна серьезно измениться в направлении социальной активности. Безусловно, верность акыде и мазхабу – это те столпы, которые формируют традицию и способствуют стабильному развитию уммы. Однако нынешняя ситуация в обществе диктует нам необходимость серьезной трансформации своей активности в отношениях с ним. Духовное управление мусульман сегодня – это многофункциональный институт социализации уммы, который должен нести ряд важнейших функций: религиозную, воспитательную, просвещенческую, образовательную, информационную и даже концептуальную. Только имея стратегический взгляд в будущее, мусульманская община и духовные управления способны к реализации тех серьезных задач, которые ставит перед нами Всевышний.

Поэтому в наших руках сохранить и приумножить нашу общину, нашу традицию, нашу Веру.

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области,

директор Нижегородского исламского медресе «Махинур»

Абдулбари-хазрат Муслимов



Примечание:
 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.