Уже который месяц не утихают страсти вокруг учебника НИРО
«Религии России», который вызвал много споров и осуждение со стороны
представителей религиозных конфессий. Об этом и других событиях из жизни
нижегородских мусульман читайте в обзоре СМИ за 8-14 ноября 2008 года.
«Интерфакс-Поволжье» пишет: «В школах Нижегородской области начали преподавать историю религий.
Представители религиозных конфессий убеждены, что методическое пособие по этому
предмету искажает представления об основных религиях».
Областной эксперимент по разработке учебно-методического
пособия «Религии России» в 2005 году инициировало министерство образования
Нижегородской области. «Наша задача заключалась в том, чтобы дать учащимся
сведения обо всей палитре социального окружения в аспекте гражданского
становления их личностей», — заявил Interfax-Russia министр образования
Нижегородской области Сергей Наумов.
Создатели учебника утверждают, что проект учебной программы
курса был согласован не только со специалистами из сферы образования, но и с
представителями традиционных нижегородских конфессиональных организаций. В свою
очередь представители религиозных конфессий уверяют, что согласование учебного
курса лишь на стадии разработки программы привело к тому, что готовые тексты
пособия существенно искажают представление о религиях, а о начале преподавания
истории религий в школах Минобразование даже не поставило их в известность.
В частности, ректор Нижегородского исламского института
имени Х.Фаизханова Дамир Мухетдинов заявил Interfax-Russia.ru, что о введении
курса «Религии России» Духовное управление мусульман Нижегородской области
(ДУМНО) узнало лишь из средств массовой информации, а один экземпляр учебного
пособия был предоставлен для ознакомления ДУМНО только после настоятельной
просьбы управления. Ознакомившись с учебным пособием, специалисты ДУМНО пришли в
ужас. По их мнению, ислам в методических материалах представлен в столь
искаженном виде, что больше похож на ту разновидность ислама, который
проповедуют радикалисты и экстремисты, нежели на традиционную религию российских
мусульман.
Претензии к тексту учебника, в том числе и по поводу
искажения исторических фактов, высказали и представители Нижегородской епархии.
По словам руководителя отдела религиозного образования Нижегородской епархии
отца Николая (Игошева), на первоначальном этапе работы над учебником его
создатели действительно обращались в Нижегородскую епархию за рецензией на
программу учебного курса. И Нижегородская епархия высказала рабочей группе свои
пожелания по поводу программы курса, касающееся изучения истории православия в
школах. При этом ни хрестоматия, ни пособие для учителей в их окончательном
варианте не были согласованы с представителями епархии. «Пособие писалось без
участия представителей конфессий, что и привело к печальному результату», —
считает отец Николай.
По его мнению, основная проблема учебника «Религии России»
заключается в том, что текст написан в «атеистическом ключе», что противоречит
Конституции РФ, запрещающей господство любой идеологии. Собеседник агентства
убежден, что атеистическое изложение материала «выкидывает из истории и вообще
из культуры целые пласты знаний только потому, что они были связаны с религией,
церковью». «В тоже время закон «О свободе вероисповедания» был принят, признавая
особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и
культуры», — отметил отец Николай.
Заместитель полномочного представителя президента РФ в
Приволжском федеральном округе Владимир Зорин считает, что «авторы этого
учебника имели самые добрые намерения, и никакого злого умысла у них не было».
«Я видел этот учебник: там есть и сильные стороны, и досадные промахи и ошибки,
в том числе и технического характера, — заявил Interfax-Russia.ru Зорин. — Может
быть, надо более глубоко изучать тематику и излагать ее более точно. Я думаю,
что это будет исправлено к следующему переизданию». Зорин выразил уверенность в
том, что авторы учебника и представители ведущих конфессий сумеют наладить
совместную работу, и область получит «учебник очень хорошего качества».
11 ноября состоялась встреча представителей Духовного
управления мусульман Нижегородской области с руководством Нижегородского
института развития образования (НИРО), в ходе которой была вновь поднята
проблема учебника «Религии России». Об этом сообщает
Информагентство «Новости Нижнего
Новгорода».
НТА-Приволжье добавляет: «В ходе переговоров была достигнута договоренность об исправлениях
в учебник, которые будут внесены в новое, третье издание. Правда, пока
неизвестно, когда новое издание увидит свет, однако договор о сотрудничестве в
этой области между НИРО и НИИ имени Х.Фаизханова будет подписан уже в ближайшее
время. Координаторами всей совместной работы избраны заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе Абдулбари Муслимов и проректор НИРО Виктор
Крючков».
По словам В.Крючкова, курс вводится в школьную программу
как предмет по выбору только в том случае, если с этим соглашается совет,
состоящий из директора, учителей школы и родителей учеников. Кроме того,
учебники «Религии России» являются для учителей не обязательной, а
рекомендательной литературой. Обязательной является только программа курса,
которая указывает, какой предмет должен преподаваться в рамках этого курса и
сколько времени.
В продолжение темы литературы,
«Коммерсант»
пишет о том, что Полномочный представитель президента России в Приволжском
федеральном округе Григорий Рапота предлагает создать федеральный экспертный
совет для оценки религиозной литературы на предмет экстремизма. По мнению
полпреда, из-за того, что к оценке подобной литературы не всегда привлекаются
религиоведы, экспертизы не всегда объективны. Духовные лидеры инициативу
поддерживают, а правозащитники подозревают, что деятельность нового совета может
превратиться в «сплошной диспут».
Как сообщает официальный сайт приволжского полпреда, идею о
создании на федеральном уровне экспертного совета для оценки религиозной
литературы на предмет экстремизма Григорий Рапота высказал по итогам IV
Всероссийского съезда мусульман, прошедшего в Нижнем Новгороде 4 ноября. Новый
экспертный совет, как считают в полпредстве, может работать при Минюсте России,
при Общественной палате России или другом государственном или общественном
органе. Заместитель полпреда Владимир Зорин предположил, что совет может иметь
разделение на секции по конфессиям — исламская, христианская, по иным религиям и
движениям.
«Новости Нижнего Новгорода» сообщают о том, что в Издательском доме «Медина» вышла книга Рима Гиниятуллина
«Евразийское самопознание». Ее автор – в прошлом вице-премьер правительства и
министр мелиорации и водного хозяйства Узбекской ССР, а ныне председатель Совета
старейшин Общественного культурно-просветительского центра татар Республики
Узбекистан.
Рим Гиниятуллин всю жизнь размышлял о роли татар в
культурном синтезе и перспективах евразийской цивилизации. Человек, на глазах
которого прошли драмы рубежа XX-XXI веков – созидался, затем распался Советский
Союз, образовались новые независимые государства СНГ, в частности, Республика
Узбекистан, – рассказывает о судьбах народов, которые веками жили на огромных
просторах Евразии, меняли границы своих государств, оставаясь при этом
наследниками исконных традиций: в плане этноса – славянских и тюркских, в плане
веры – Православия и Ислама.
Об известии, приятном для всех мусульман, прежде всего,
нижегородцев, пишет сайт телерадиокомпании ВГТРК «Нижний Новгород»: «Нижегородская соборная мечеть признана объектом истории и культуры
федерального значения. Раньше архитектурный памятник имел региональное значение.
Эта мечеть – главный мусульманский храм Нижнего Новгорода. В этом году
правоверные отметили 95-летие со дня основания мечети. Включение ее в реестр
федеральных памятников стало подарком мусульманам».
Нижегородская соборная мечеть – последняя каменная мечеть,
которая была построена при династии Романовых. Потом в советское время, как и у
многих православных храмов, здесь сломали купол. В самом здании была больница,
скорая, складские помещения и детский сад. Под них тогда и перестроили памятник.
Теперь в планах ДУМНО – вернуть мечети прежний вид. Это не
просто желание верующих, но требование нового статуса. Раньше храм берегли как
региональное достояние. Теперь это здание не только часть историко-культурного
наследия Нижегородской области, но и всей России. Кстати, перевод памятника из
одного статуса в другой – крайне редкий случай.