ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМНО
 
 
РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ
 
28.10.2021
Фаджр 05:14
Восход 07:04
Зенит 11:49
Зухр 12:30
Аср 14:29
Магриб 16:34
Иша 18:04
Скачать расписание [PDF]
г. Н. Новгород г. Сергач
 

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости


Нижегородский исламский институт им. Х. Фаизханова объявляет набор на очередные дополнительные общеобразовательные курсы
 

Исламская воскресная школа (мактаб) «Ихсан» приглашает вас пройти курс обучения по основам Ислама

На Нижегородчине мусульмане отпраздновали великий праздник Ид аль-Фитр (Ураза-байрам)

 

 
 
   

Репортажи

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповеди


Чистота в Исламе
 

Дружба в Исламе
 


Отношение к родным в Исламе

 
 
27-07-2007 И все-таки она вертится…

О большом значении фестиваля финно-угорсках народов для татар-мишар

Медленно, но верно земля вращается вокруг солнца, на чем и настаивал великий Галилей. Так же медленно, но неотвратимо Россия сближается с Европой, о чем мечтали российские правители еще со времен Петра I. Много проблем, неасфальтированных дорог и не самых умных людей мешают дальнейшему сближению наших двух цивилизаций, но постепенно, шаг за шагом, проблемы ретушируются, дороги ремонтируются, а чиновники – умнеют.

Прошло ровно два года после памятного призыва Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) к российским властям обратить внимание на проблему забвения национальной культуры угро-финских народов нашей страны. Проблема эта не нова: с каждой переписью сокращается численность мордвы, удмуртов, карелов, хантов и манси, почти не растет число марийцев и коми, на грани вымирания находятся вепсы, ижорцы и водь. С советских времен имел место геноцид на официальном уровне в отношении ингерманландцев. У представителей угро-финских народов практически отсутствуют возможности по развитию родной культуры за пределами своих национально-государственных образований: федеральных республик и автономных округов.

Однако и внутри автономий угро-финны, находясь зачастую в меньшинстве (в Карелии они составляют только 12% населения, а в Ханты-Мансийском округе – чуть более 1,5%), они не имеют возможности воздействовать на власти с целью защиты родного языка и культуры. Особенно опасные тенденции эта проблема приобрела в свете ликвидации национальных автономий: начавшись с Коми-Пермяцкого автономного округа, волна пошла дальше в Сибирь и то и дело грозит политическими осложнениями вокруг Бурятии, на Алтае, в Адыгее…

Но за бурятов и алтайцев – вот незадача – заступиться некому; ни Монголия, ни Турция не могут пойти даже на кратковременное осложнение отношений с Россией, в то время как сами российские чиновники, увы, привыкли обращать внимание на подобные проблемы только в силу внешнего воздействия. После оглашения списка претензий ПАСЕ к России в 2005 г. прежнее чиновничество Приволжского федерального округа во главе с «мастером по дефолтам» с гневом отмело их, демонстрируя повышенное возмущение «вмешательством во внутренние дела». Но в итоге, спустя два года, правда восторжествовала: наше государство озаботилось вопросами сохранения угро-финской культуры на высшем, президентском уровне. Безусловно, внешнеполитический контекст I Международного фестиваля финно-угорских народов очевиден. Жаль, что на мероприятии не было лидеров Эстонии, но, будем надеяться, постепенно выправятся отношения и с этим государством: в конце концов, как бы ни настаивали наши «казенные патриоты» на величии России в сравнении с невеликими балтийскими странами, экономический и культурный уровень нашего замызганного Иван-города не сопоставим с соседней цивилизованной Нарвой. А всего-то и требуется – критически, объективно взглянуть на себя в зеркало, не кичась происхождением, а лишь реально оценив достижения в развитии гражданского общества в Европе и упущения, сделанные в России.

«Мы в полной мере осознаем свою ответственность за сохранение культуры и языков, потому что это, конечно, общее достояние и России, и всего мира, и мы будем делать все, чтобы сохранять и развивать финно-угорскую культуру и языки, так же как и языки и культуру других народов России», - сказал В.Путин в Саранске. Президент, безусловно, должен понимать всю уязвимость позиций нашей страны в вопросе сохранения языков и культур российских народов в сравнении с ситуацией в Европе. Конечно, все в мире относительно: когда рядом с Россией ставишь какую-нибудь Бирму или даже Китай, возможности национальных меньшинств нашей страны выглядят просто сказочными. Но если мы все же пытаемся в своем развитии достичь уровня европейских государств, нам надо бы брать пример с Финляндии, Австрии или Германии, где при безусловном доминировании финской или немецкой культуры и языка официальные статусы и возможности развития предоставлены и крупнейшим национальным общинам, исторически проживавшим в этих странах  в течение многих столетий (подробнее см.: «Опыт этнических меньшинств Европы» - http://islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1255).

Для татар вообще, и нижегородских мишарей – в частности, проведение I Международного фестиваля финно-угорских народов крайне важно как минимум по двум позициям. Во-первых, именно татары, наряду с мордвой – один из самых дисперсно расселенных народов России. Аналогично угро-финским народам, татары практически не имеют возможности по развитию свой культуры и сохранению родного языка за пределами своей «титульной» республики. Подобно мордве, почти половина татарской нации никак не связана своим происхождением с «титульной республикой». «В многонациональной стране каждый этнос, каждый народ должен чувствовать себя комфортно, - сказал президент В.Путин, - руководство России намерено уделять этому пристальное внимание».

Во-вторых, многие историки и этнографы связывают происхождение мишарей с угро-финнами – в частности, с легендарной мещерой. До сих пор почти вся топонимика татарских сел Нижегородской области представляет собой кальку с венгерских названий. Конечно, современные татары-нижгары не отделяют себя от татарской нации в целом, но локальные особенности и особый этногенез с сильным угро-финским участием дают о себе знать на всех уровнях. Кстати, в современной Европе более свободно относятся к национальной идентичности субэтносов, подобных мишарям: например, кельтами считаются не только ирландцы и англоговорящие шотландцы, но и жители испанской Астурии и Галисии (потомки галлов) – вот уже более 10 веков перешедшие с кельтских языков на романские, но не утратившие генетической памяти о своих дальних предках.

Нижегородские татары, наряду с другими народами, очень хотят «чувствовать себя комфортно на своей родине» – в Нижегородской области, и для этого нужно лишь «пристальное внимание» властей к проблеме отсутствия татарских школ и детских садов в крупных городах, и к проблеме административной разрозненности татарских поселений юго-востока Нижегородчины – в силу чего развитие национальной культуры в тех районах, где татары составляют меньшинство, мало реально.

Безусловно, мы не националисты, и не добиваемся исключительных привилегий лишь для татар; напротив, изначально в нашей деятельности мы декларировали необходимость равного подхода к проблемам всех этносов – будь то русские или мордва, марийцы или татары, чуваши или азербайджанцы. Все, кто имеет право (в силу коренного проживания и/или соответствующей численности) на школы и детсады с этнокультурным компонентом, на создание (и государственную поддержку) национальных СМИ – должны получить ее, чтобы слова российского руководства не расходились с делами чиновников. Так, В.Путин на фестивале в Саранске пообещал государственную поддержку при изучении национальных языков, развитии национальных СМИ и поддержку авторов, пишущих на национальных языках. И финансовые, и политические возможности для этого сегодня есть, однако чиновники зачастую тормозят этот процесс по одной-единственной причине. Желание народов развивать национальную культуру упирается в боязнь клерков, привыкших подавать наверх в виде отчета пустые отписки: «провели столько-то мероприятий, потратили кучу денег, шлите еще». Как сказал В.Путин в 2000 г., «государства – нет», имея в виду полную деградацию управленческого звена.

Однако сегодня «государство – есть», и каждый чиновник должен и чувствовать это, и ответственно подходить к столь непростым вопросам, как межнациональные и межрелигиозные отношения. Очень хотелось бы, чтобы соответствующие инстанции сами, без окрика извне, обратили внимание на проблемы малых народов Нижегородчины, и в соответствии с указаниями президента РФ и  чаяниями национальных общин, помогли людям восстановить свои законные права на развитие родного языка и культуры, утраченные в годы тоталитаризма.

 Аналитический центр «Амаль»

 

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.