Вопрос:
В коллективных намазах я не успеваю за имамом читать суру «Фатиху». Иногда из-за этого я сильно отстаю от имама в намазе. Если не до конца прочитаю «Фатиху», то примет ли Аллах мой намаз?
Ответ:
Большинство мусульманских ученых «джумхур» Ханафиты, Маликиты и Ханбалиты утверждают о том, что стоящему за имамом верующему «المأموم» не обязательно читать «Фатиху», за всех ее читает имам руководящий коллективным намазом.
Ханафиты говорят: «Стоящий за имамом не должен читать что-либо стоя за имамом» («аль-Биная шарх аль-Хидая 2/313»).
«Ма’мун не должен читать, он обязан только слушать и молчать, более того, если он что-либо прочитает, это будет являться порицаемым действием близким к хараму» («Маракый аль-Фалях», 86 стр.).
В книге маликитского мазхаба «Шарх мухтасар Халиль лиль-Харши аль-Малики» (1/269) сказано: «Не обязательно стоящему позади имама верующему что-то читать».
В ханбалитском труде «Шарх мунтаха аль-Ирадат» (1/178) мы можем прочитать следующее:
«С коллективным намазом связаны ахкамы (правовые решения) обязательные к исполнению, как обязанность следования (за имамом) и прочтение «Фатихи» от имени стоящего сзади».
Кто противоречит «джумхуру» в этом вопросе – имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах). Он посчитал обязательны стоящему за имамом мусульманину чтение «Фатихи».
Не следует отставать за имамом. Как только имам совершает «рукуг», стоящий позади шафиит должен прервать чтение, так утверждают шафиитские улемы. В вопросе следования за имамом есть достоверный хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям):
«Поистине, имам назначен для того, чтобы следовать за ним, поэтому не отставайте от него! Когда он совершит поясной поклон, то и вы совершайте его. Когда он скажет: «Самиа-Ллаху лиман хамидах», скажите: «Раббана лякаль-хамд!». Когда он совершит поясной поклон, то и вы совершайте его. И если он будет делать намаз сидя, то и вы делайте его сидя» (Сахих).
В конце воздаю хвалу Всевышнему Творцу и только Ему ведома истина!
Председатель Совета улемов Нижегородского мухтасибата Мунир-хазрат Беюсов