
Сегодня в обществе человека везде и всюду воспитывают как потребителя: реклама всего, что можно и нельзя, заполонила СМИ. Человек становится зависимым от приобретения товаров и услуг и, как следствие, боится лишиться средств и оказаться не в состоянии купить абсолютно все, что хочет. Если верующий поддается этому чувству, то он становится скупым, жадным, угождая тем самым шайтану. Всевышний Аллах сказал:
«Шайтан угрожает вам бедностью [и побуждает к скупости] и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам [за ваше расходование] прощение от Него и милость. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:268).
Шайтан побуждает нас цепляться за жалкие мирские блага и придумывать всевозможные отговорки, чтобы не расходовать на пути Всевышнего и не раздавать милостыню. Люди при этом забывают, что все, что есть у человека: и накопленное богатство, и заработная плата, и знания, и возможности, и опыт, абсолютно все – принадлежит Творцу, Он является Собственником всего. В Коране говорится об этом:
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них, и Он мощен над всякой вещью!» (5:120).
Как же несправедлив человек, который скупится на милостыню из того, чем его наделил Всевышний. Неужели он думает, что накопил богатство только своим трудом, а не по милости Всевышнего? Разве не желает он облагородить свою душу, приблизиться к Всевышнему, пожертвовав частью своего имущества? Настоящий верующий воспринимает его как имущество Всевышнего, а себя видит всего лишь посредником, которому оказана милость донести помощь Творца до нуждающихся.
Такая щедрость – одно из качеств богобоязненных согласно Корану:
«которые веруют в сокровенное, вершат молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили» (2:3).
И, наоборот, скупость – качество, которого верующий должен избегать. В Коране Аллах предупреждает нас:
«Пусть те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по милости Своей, не думают, что поступать так лучше для них. Нет, это хуже для них.
В День воскресения их шеи будут [в наказание] обвиты тем, что они жалели» (3:180).
Порой человек полагает, что проявляет не скупость, а экономность, которая поможет ему обогатится. Однако, если верующий желает духовного богатства, благочестия и совершенства своей веры, он должен научиться жертвовать свое имущество ради Всевышнего, раздавая добровольную милостыню. В Коране Всевышний обращается к мусульманам:
«Вы никогда не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92).
Пока деньги будут в сердце человека, а не в его кошельке, ему будет тяжело расставаться с ними, и даже выплатив скрепя сердце некую часть в качестве милостыни, он будет испытывать сожаление и раскаяние.
Верующий же, который знает, что садака – это доказательство его искренней веры, будет стараться раздавать ее, чтобы она принесла ему огромную прибыль в Судный день. При этом даже самое малое подаяние, но совершенное искренне, способно принести многочисленные плоды. В Коране об этом говорится:
«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261).
«Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены» (2:245).
Также во многих хадисах Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сообщает мусульманам о том, какую пользу принесет милостыня, розданная в этом мире, для мира вечного: «Защитите себя от Огня — хотя бы с помощью половинки финика»; «Не войдёт в Рай скупец, копящий богатства и воздерживающийся от даяния».
Аллах не возлагает на человека то, что сверх его возможностей. Этот принцип в Исламе касается и добровольной милостыни – садака. Разумный верующий, расходуя свое имущество, не станет впадать в крайность расточительства, ибо сказано в Коране:
«Делая пожертвования, они не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (25:67).
Если же бедность не позволяет искреннему верующему раздавать милостыню, то Всевышний указал на выход и из этой ситуации, приравняв любое искреннее доброе дело к милостыне, садака. Так, Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал: «Любое благое дело – есть садака». В другом хадисе говорится: «Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садака каждый день, в который восходит солнце: проявление тобой справедливости, когда между двумя людьми возникает спор, есть садака, и оказание тобой помощи человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака, и доброе слово садака, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) садака и устранение тобой с пути того, что причиняет вред (людям,) есть садака».
Садака – это благодарность Всевышнему за нескончаемые милости, дарованные человеку, начиная с каждого вздоха, который он делает, и заканчивая тем, что Он довел истину до него.
На языке сегодняшних реалий можно назвать садака инвестицией в будущее, так как Всевышний приумножит имущество, из которого мусульманин искренне расходовал на милостыню ради Него. А если эта милостыня будет из разряда нескончаемых, то есть благое дело будет приносить пользу людям и после смерти верующего, то она станет спасением для него в Судный день.
⠀