Сегодня многие отмечают 625-летие Куликовской битвы. При
этом одни считают, что это была битва мусульман против христиан. Другие
утверждают, что сегодня юбилей совместных действий российских православных и
мусульман в деле отстаивания государственного суверенитета и территориальной
целостности. Какую позицию займете Вы?!
В российской истории существует несколько дат, которые мы
навсегда запоминаем со школьной скамьи. К ним относится Куликовская битва,
воспринимаемая как символ героизма и единства жителей Северо-Восточной Руси,
как момент зарождения русской нации. В глазах россиян битва стала ключевой
точкой в становлении государственного суверенитета Московской Руси, которая
превратилась затем в Московское царство. Именно на Куликовом поле Москва
впервые противостояла Золотой Орде.
Однако версии о битве, некритически воспроизводимые в
учебниках, основываются на средневековых литературных памятниках: «Летописной
повести», «Сказании о Мамаевом побоище», «Слове о великом князе Дмитрии
Ивановиче», которые конечно же не отвечают уровню современной исторической
науки. Классическим примером здесь является наименование узурпатора и
сепаратиста Мамая «царем», но он никогда не мог им быть, потому что царями
(ханами) считались только чингизиды. Истинный хан Тохтамыш даже обычно не
упоминается. С точки зрения монгольского права — Ясы и понятия о
государственном суверенитете Золотой Орды, героем был именно Дмитрий Донской и
его воины, которые сражались с сепаратистами и литовскими захватчиками во главе
с Ягайлой, стремившимися отделить от Руси ее западные земли.
Со временем многое стало забываться. И Куликовская битва
стала превращаться чуть ли не в противостояние христиан с мусульманами, хотя
как раз противниками русского войска были и христиане в лице генуэзцев и их
союзников из Литвы и Рязани, а мусульмане из Поволжья сражались в рядах русских
войск. Как прекрасно сказал, выступая в честь 1000-летия Казани 26 августа
2005 г., Президент России В.В. Путин: «Есть и прямые свидетельства взаимного
участия в военных действиях: русских — на стороне татарских ханов, татар — на
службе у московских правителей. Фактически, защищаясь от других иноземных
захватчиков, и Русь, и Поволжские ханства одновременно, а часто и вместе,
отстаивали право на то, чтобы окончательно укрепиться на своей исконной земле».
До сегодняшнего дня с Куликовской битвой связаны многие
болезненные вопросы. Ведь до сих пор не найдено место битвы, которое должно
быть отмечено как следами сражения, так и огромными массовыми захоронениями.
Весьма своеобразны и последствия битвы. Ведь именно в результате разгрома Мамая
(который восточные историки предписывают не Дмитрию, а самому хану Тохтамышу) и
последующего убийства, ставшего ненужным сепаратиста генуэзцами, было
восстановлено единство Золотой Орды, и хан Тохтамыш вновь потребовал от Руси
уплаты налогов и в 1382 г. пошел с войском на Москву. Дмитрий уклонился от
сражения и отбыл в Кострому, а оборону города возглавил литовский князь Остей.
Некоторые оценивают это как эпизод прозападной «оранжевой революции», так как
Дмитрий получил ярлык на великое княжение из рук хана и никогда открыто не
оспаривал его власть, но часто воевал с литовцами. После возвращения в
сожженную Москву Дмитрий окончательно разгромил оппозицию, уничтожил в Москве
остатки самоуправления и ополчения (казнив тысяцкого) и до смерти был лоялен
Золотой Орде. Не нужно забывать о последующем признании суверенитета Орды его
потомками до 1480 г. Как прекрасно писал Александр Исаевич Солженицын: «история
возвращалась петлями… Мамая тотчас же сменил Тохтаымыш и уже чрез два года
после Куликова попер на Москву… Тохтамыш грабил, жег, головы рубил и тянул
веревками пленных снова в Орду».
Однако именно в те десятилетия Русь была спасена от главной
опасности: от наступления католического Запада, когда Ордынский мурза Едигей
разбил войска литовского князя Витаутаса (Витвта) на Ворскле (ныне Воронежская
область) в 1399 г. Сегодня наследники Витаутаса, чьим именем названы улицы во
всех городах Литвы, стремятся вслед за майданом в Киеве устроить оранжевую
революцию в Минске. Эта католическая угроза существует уже седьмое столетие.
Против нее выступали наши предки: мусульмане и православные.
Поэтому 4 ноября в
Нижнем Новгороде мы все вместе будем отмечать
День единства и согласия,
вспоминая освобождение Москвы в 1612 г. от интервентов.
Как сказал в
вышеупомянутом выступлении Президент России В.В. Путин: «Благодаря
межэтническому единству наша государственность выдержала многие испытания,
включая испытание Смутой начала XVII столетия. Именно Казань стала одним из
инициаторов формирования Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году. В
состав русского войска татарские полки входили, начиная еще со времени
формирования единой государственности». Ведь именно призыв крещенного татарина
Кузьмы Минина стал началом освобождения Москвы и России от захватчиков,
стремившихся уничтожить нашу государственность.
Этот праздник действительно
должен стать юбилеем совместных действий российских православных и мусульман в
деле отстаивания государственного суверенитета и территориальной целостности,
продемонстрировать сплоченность народов России.
Дамир-хазрат Мухетдинов