Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. В этом году 14 июня тысячи мусульман соберутся на
традиционный мусульманский джиен, который ежегодно в начале июня проводится в
Татарстане на землях Булгарского государственного историко-архитектурного
музея-заповедника в память о принятии нашими предками великой религии Ислам.
Что такое Великий Булгар для нас — для мусульман России в
целом и особенно для мусульман Поволжья, для татар и башкир? Зачем Всевышний дал
нам этот уголок земли с такой странной историей? Почему эта история столь
трагична? И как нам научиться слышать послание, идущее от наших предков и
обращенное к нашей совести?
Я уверен, Булгар — не только «зов предков», место нашей
исторической памяти, памятник гибели нашей некогда великой цивилизации, но и
знак, открывающий будущее!
Как это так может быть, спросят реалисты? Ведь что мы там
сегодня можем увидеть? Нет огромного средневекового города с его дворцом и
мечетями, с медресе и рынками, с мастерскими ремесленников и садами… Нет и
современной гостиничной или паломнической инфраструктуры… Приходишь сюда, и
кажется: здесь можно лишь плакать о прошедшем и утраченном, жаловаться на
превратности истории, сетовать на ее несправедливости…
Нет, мусульманин должен преодолеть все эти эмоции
романтического происхождения. История нам дана не какой-то отвлеченной и
безликой «судьбой», но Богом, Творцом, Аллахом. И мы призваны не просто покорно
принять все происшедшее и происходящее — но прочитать в письменах истории «аят»
— то есть знак, послание от Всевышнего.
Зачем? Для того чтобы разобраться: как правильно отнестись
к прошлому, к обиженным и к обидчикам и как — вот самое главное! — строить свое
будущее. Да-да, Великий Булгар для нас не просто «музей-заповедник» или
«татарская стена плача» (наподобие Иерусалимской у иудеев). Если мы прочитаем
«аят Булгара», перед нами откроется будущее. То, что задумал о нас Сам Господь.
Сможем ли мы выполнить такую задачу? Быть может, в одиночку
это не по силам. Мое желание — дать всем вам, мои дорогие братья и сестры в
Исламе, импульс — творческий толчок. Думайте и молитесь, молитесь и думайте!
Я же предложу вам несколько направлений для таких
размышлений — а вы продолжайте! Инша Аллах!
Вспомним удивительный аят из Корана, откроем суру
«аль-Анфаль»: «Это от того, что, поистине, Аллах не отменяет милость, которую Он
оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах —
Слышащий, Знающий» (8:53). Емкий текст по-арабски нуждается в уточнениях
по-русски, потому давайте еще раз прочитаем этот текст, но уже с расшифровками.
Итак, «Всевышний не изменяет степень мирской благодати людей, то есть их
мирского достатка и благополучия, пока они не изменят самих себя, то есть пока
они не усовершенствуют себя сами в лучшую сторону, или деградируют сами в худшую
сторону». Иными словами — в лучшую ли сторону изменяется жизнь или в худшую,
зависит в первую очередь от самого человека и уже потом — как следствие — от
полученных им по итогу усилий или бездеятельности Божественных благословений.
О чем это говорит? Прежде всего, о великой свободе
человека. Сам Творец создал нас не какими-то марионетками, куклами в театре — но
существами, вольными в каждом своем выборе. И как люди радуются такой свободе,
как это прекрасно! Но вот когда нам хочется изменений к лучшему, мы падаем на
колени перед Богом и просим Его милостей. Многие даже уверены, что определенное
число поклонов, часы и дни поста, еще какие-то ритуальные усилия — все это как
бы вынудит Господа услышать нас и сделать так, как мы хотим… Но все как раз
наоборот!
В прочитанном аяте говорится, что сначала мы сами должны
начать изменения. Да, в сравнении с Богом мы маленькие и слабые создания, все в
Его руках — но при этом мы своевольны, и только изменение воли — двигатель
перемен. Изменись внутри себя, переведи стрелки в ином направлении и, если это
направление угодно Всевышнему, получишь поддержку свыше. Максимальное ускорение
своего дела, максимальное удовлетворение своей просьбы!
Скажем так, применяя метод «доказательства от обратного»:
нечего тратить время и просить что-то у Творца до тех пор, пока не стал сам
меняться изнутри, пока не перевел стрелки! Сиди тогда молча и не двигайся, не
докучай Господу. Ибо «Аллах Слышащий, Знающий» (8:53).
Значит, смысл молитвы не в том, чтобы сообщить,
проинформировать о наших проблемах. И тем более — не требовать от Бога. Молитву
можно начать после того, как сам настроился, сам подумал, сам проанализировал и
сам уже начал действовать!
А как анализировать, и что значит — начать действовать?
Дорогие мои, мы же не детки бессмысленные, у взрослого есть разум, у взрослого
есть знания о мире, и, главное, есть Коран, исламская литература. Бери в руки,
читай и думай. Послание это ясное. Послание это конкретное. Послание это
действенное.
Проанализируй свою проблему в свете Корана. Измени свой
ният (внутреннее сердечное намерение) с безбашенно-бездумного на
вдумчиво-кораническое — и падай тогда в молитве пред Аллахом!
…Все сказанное применимо и к вопросам обустройства нашего
славного очага исторической памяти, Великого Булгара. Вспомним: впервые джиен в
Булгарах был проведен в 1989 году. И что мы там имеем сейчас? Не стану
перечислять недостатки — все они просто показывают, что мы как народ, как умма
Поволжья, умма России все еще не переменили свой ният.
Спросим себя: а почему активность там проявляется лишь на
летнем джиене? Речь-то должна идти как раз о том, что Булгар надо возрождать,
оживлять, чтобы не раз в год там жизнь бурлила. Какие для этого надо применить
механизмы и придумать проекты? Музей есть — хорошо, но его надо развивать и
делать с учетом всех современных технологий самым передовым. Вот недавно власти
Перми захотели вынести коллекции своего Художественного музея из стен бывшей
церкви — они молодцы! — и построить не просто новое здание, а вызвать самого
оригинального архитектора, который предложил бы самый авангардный проект!
Устроили конкурс, и вот теперь в Перми откроется новейшее и оригинальнейшее
здание со многими функциями: это и выставочное пространство для коллекции, и
залы для концертов и занятий, и библиотека, и места для насыщенного культурного
отдыха…
А, быть может, в Булгаре можно создать некий
университетский кампус — университетский городок? А почему бы и нет? Ведь многие
важнейшие и успешнейшие учебные заведения мира располагаются не в столицах, а
именно в удаленных от суеты кампусах? К примеру, в США это совсем небольшие
городки, но с большим учебным потенциалом и традициями — Нью-Хейвен с его
Йельским университетом, кующим кадры для элиты Америки. А в Иране это Кум с
ведущими духовными медресе, кующими кадры для иранской элиты… Да что далеко за
примером ходить. Вот в России Московская духовная академия Русской Православной
Церкви расположена в Троице-Сергиевой Лавре. Там живое единство богослужения,
монашеской практики, паломничества и духовного образования. В прошедшем году,
как подсчитали привратники, пропускающие гостей, Лавру посетил миллион человек!
Чем важно такое местоположение учебного заведения? Связью с
духовной молитвенной практикой и связью с намоленным местом, где жива связь с
предками. Разве именно Булгар не такое место?
Думая об этом, предлагаю всем нашим братьям и сестрам
продумать далее эту инициативу. Созрели ли мы к тому, чтобы Булгар стал для нас
не только «музеем-заповедником» и точкой ежегодного одноразового паломничества,
но и устремленным в будущее очагом духовности и образования?
Однако сразу хотел бы предостеречь всех нас от крайности
чрезмерной модернизации. Вот на наших глазах пример — опять-таки у наших
православных сограждан. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей
Кураев заявил на днях, что «креститель Руси», равноапостольный князь Владимир, и
современные рокеры имеют общие черты: «Князь Владимир был настоящий рокер. Он
умел выбирать... Рок — это культура протеста, это не вежливый отказ. Человек
начинается с “нет”, когда он отказывается просто послушно нести иго тех клише,
которые в него вдалбливают», — провозглашал диакон на концерте рок-группы «ДДТ»
во время их тура по Украине в честь 1020-летия Крещения Руси.
Увлеченный желанием понравиться рок-молодежи, он
воскликнул, что самая главная SMS, которую может получить в своей жизни человек,
это SMS, которая предупреждает: «Проснись, Нео: матрица имеет тебя».
Ярко сказано, не правда ли, по-рокерски! Но тут явно
пройдена черта: миссионер уже говорит на таком сленге, использует такие образы и
обороты, которые свидетельствуют не о продвижении религии к людям, а о
растворении ее в крайне сомнительной по духу поп- или рок-культуре, с их
примитивностью, обкуренностью и алкоголичностью. Да, говорить о Боге надо со
всеми людьми — но не скатываться вместе с ними, если эти люди пребывают в таком
состоянии.
Нам здесь, в Булгаре, надо искать остросовременную форму
продолжения традиции, но избегать «приседания на корточки» перед детишками,
особенно когда они играют в грязные игры.
Вот еще одна проблема. Демографическая пропасть — очевидный
плод существования при игнорировании исламских ценностей. Точнее говоря, они
даже не «исламские» в узко конфессиональном смысле. Говорится ведь в Священных
Писаниях о ценностях семьи, отцовства и материнства, о трезвом и здоровом образе
жизни, и, если не исполняешь этого, падаешь в яму! Так вот, именно мусульмане
ныне сохраняют эти заповеди Творца. Именно нам переходит эстафета
ответственности за нашу страну. Все демографы и аналитики утверждают: в 2050
году более половины России будут населять исламские этносы.
Говоря так, вовсе не станем себя кому-то противопоставлять,
наоборот. Скажем всем еще раз: есть Божии Законы, их следует соблюдать всем!
Выбраться из демографической пропасти можно только при соблюдении этих Законов.
И Булгар — именно как всероссийский центр, где мы осмысляем
Ислам и нашу историю в свете Корана — может стать «точкой сборки» возрождаемой
России, опорой для выхода из духовного кризиса и порожденного им кризиса
демографического. Как бы это ни звучало странно для многих — в Булгаре, через
Булгар может засиять и обновленная умма, и обновленная Россия! Амин.
Умар-хазрат ИДРИСОВ, председатель Духовного управления
мусульман Нижегородской области
Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете
мусульман
«Медина аль-Ислам», №73 (14-20 июня 2008),стр.4.