Поразительно, как безапелляционно обращаются газетчики в
России с темой исторического и масштабного саммита религиозных лидеров мира.
«Известия» от 4 июля дали похабный репортаж об открытии саммита, и на той же
полосе рядом с этой статьей крупным планом разместили фотографию раздетой
проститутки… А.Колесников в «Коммерсанте» откровенно высмеял начало форума,
подспудно введя религиозных лидеров в «состояние религиозного транса»; кроме
того, по воле редакции это самое грандиозное событие новейшего времени попало
лишь на 7-ю страницу газеты…
«Время
новостей», все искавшая среди гостей патриарха Константинопольского и не
нашедшая его, видимо, в отместку, не нашла ничего лучшего, как разместить
редкостную по своему цинизму фотографию, недвусмысленно показывающую, чья шляпа
«крышует» православных, католиков, мусульман и Президента России… «Московский
комсомолец» дал такое заглавие статье про саммит, что в приличных кругах его и
повторять-то неудобно. Любой мало-мальский журналистишко, даже ничего не
смыслящий в религии, посчитал своим долгом поискать «соринку в глазах»
организаторов мероприятия, никак не замечая огромного бревна, торчащего из тела
«российскоязычной», но не русской, прессы (Папу Римского не пригласили — какой
же это саммит? Далай-ламу не позвали – ну, тогда это и не саммит вовсе…).
Подтекст этого один: а плевать нам на то, что саммит собрал беспрецедентное
число религиозных деятелей самых разных конфессий, что устроители саммита —
Русская Православная Церковь и лично ее предстоятель Патриарх Московский и Всея
Руси Алексий II, что саммит почтил своим присутствием Президент России
В.В.Путин, что в Москву приехала масштабная делегация из Ватикана, что речь идет
о попытке по-новому взглянуть на проблемы межцивилизационного противостояния,
которое усиливается, в том числе, и этими самыми шкодливыми журналистишками из
тех же «Известий» и «Времени новостей»…
Полагаем, что уважаемый митрополит Кирилл и его сотрудники,
включая о. В.Чаплина, должны не просто обратить свое внимание на это наглое
поведение прессы, но и прямо экстраполировать свою огромную энергию на
разрешение этого вопроса в интересах России и ее народов — вместо того, чтобы
создавать «ветряные мельницы» из нижегородских мусульман и затем во всеуслышание
бороться с ними.
***
Владыка Кирилл, похоже, готов к серьезным поправкам в своих
целеустремлениях, поняв, что под маской молчания российских мусульман (в
отношении преподавания основ православия в школе, введения капелланов в армию и
т.д.) на самом деле скрывался колоссальный болезненный нарыв, который — слава
Богу — по воле Всевышнего был своевременно вскрыт нашим Аналитическим центром.
Пусть этот процесс сопровождался изрядно попорченными нервами нижегородских
мусульман — зато истина пробила себе дорогу, найдя немало сторонников
повсеместно. Видит Бог, мы не действовали в целях саморекламы или с иными
эгоистичными соображениями, и никогда не выступали против межрелигиозного мира в
стране — напротив, всячески пытались его спасти от превращения в бутафорское
шоу. Надеемся, что руководство РПЦ отныне существенно скорректирует свой курс с
учетом того, что без российских мусульман ни о каком межконфессиональном диалоге
в России говорить не приходится в принципе — а ведь именно учиться многовековой
толерантности приезжают в нашу страну гости из Европы и Азии, Америки и Африки.
Не просто союзниками, но активными соучастниками процесса
возрождения духовной нравственности в нашей стране станут для православных
мусульмане в том случае, если их достаточно скромные пожелания будут учтены в
полной мере — достичь этого для Православной Церкви, с учетом ее возможностей,
совсем не трудно.
***
Примечательно,
что Нижегородскую область на всемирном саммите представлял именно Умар-хазрат
Идрисов.
Руководитель аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов, редактор журнала «Минарет»,
корреспонденты газеты «Медина аль-Ислам» и сайта islamnn.ru, аккредитовавшиеся
на саммит в качестве журналистов, взяли интервью у целого ряда религиозных
деятелей. С этими материалами вы сможете ознакомиться на нашем сайте и на
страницах изданий ДУМНО в самое ближайшее время.
В ходе саммита представители
нижегородской делегации вручили высоким иерархам самых разных конфессий книги и
периодические издания ДУМНО, в частности
новый номер газеты «Медина аль-Ислам» (многие статьи которого посвящены
именно саммиту), сборник «Диалог цивилизаций», издание которого в начале этого
года положило начало целому ряду мероприятий в рамках инициативы о проведении
этого года под знаком межконфессионального диалога. Как мы видим сегодня,
состоявшийся в Москве саммит религиозных лидеров и намеченный на 7-8 сентября
нижегородский форум, посвященный вопросам межрелигиозной толерантности,
показывают, что эта инициатива,
с
которой Умар-хазрат Идрисов выступил еще в январе этого года, оказалась
более, чем актуальной.
Многие ступавшие в беседу с
Умар-хазратом российские религиозные деятели, представлявшие разные регионы и
конфессии, высказывались в поддержку деятельности ДУМНО. Участие
нижегородских мусульман в саммите было с благодарностью отмечено владыкой
Кириллом. Из его уст также прозвучало стремление изменить наши взаимоотношения в
ближайшее время. Мы готовы к этому.
***
Эксклюзивизм главного раввина Израиля Йоны
Мецгера — это что-то! Не соблюдя регламента, по продолжительности своего
выступления оставив далеко позади хозяев саммита — патриарха Алексия II и
Президента РФ В.Путина, переложив проблемы в израильско-арабском конфликте «с
больной головы на здоровую», г-н раввин пропиарился в первый день — и
бесцеремонно пропал на второй. Потрясая фотографиями израильтян, захваченных в
плен в оккупированной Палестине, раввин ловко перевел тему форума из
межрелигиозного диалога в политическое выяснение отношений. Не удивительно, что
выступавшие на второй день представители арабского мира (муфтий Сирии, министр
по делам Ислама Кувейта и др.) считали своим священным долгом дать отпор
раввину. Идея мусульманско-иудейского диалога в рамках саммита тем самым
оказалась «похороненной заживо».
Опять главный раввин Израиля вытащил на свет Божий более
чем странную и дискредитирующую раввинов иудаизма идею о создании
«межрелигиозной ООН». В прошлый раз такое предложение было сделано применительно
к Иерусалиму, да еще возглавить такую «ООН» предлагалось Далай-ламе —
хорошенькая мысль для строгих монотеистов и ревнителей Закона (мы писали уже об
этом ранее).
***
Наш корреспондент дружески пообщался с гостем саммита,
представляющим Иерусалимский православный патриархат, о. Димитриусом из
Иордании. «У нас нет проблем в отношениях с мусульманами, — сказал он. — Мы жили
на этой земле за 600 лет до появления Ислама и мусульман, так что здесь наша
родина. Когда халиф Умар приехал в осажденный Иерусалим, ключи от города передал
ему наш патриарх Софроний — мы помним это» [«и вы, мусульмане, помните», —
читалось в глазах священника].
Корр.: «Вот Католическая Церковь предпринимала шаги по сближению с Исламом. А
Ваша православная церковь признает Мухаммада, признает Ислам?»
О.Димитриус: «Путей к Богу много, а Он — Один. Вот скажи,
кто из нас лучше? Я говорю — что я лучше, а ты утверждаешь — что ты лучше. Так
кто же лучше? Только Бог знает. Так же и здесь: все мы — дети Божьи, а Он лучше
нас знает, кто из нас прав…
Что касается наших отношений с западными христианами, с
братьями-католиками… Ну, понимаешь… Мы — не франки [«франками» на Ближнем
Востоке называли и называют европейских христиан, или католиков, или же всех
европейцев вообще]. Когда франки захватили Святую землю [имеются в виду
крестоносцы], они вырезали сотни тысяч православных, иудеев и мусульман. А когда
Салахетдин освободил Иерусалим, он первым делом восстановил нашу Церковь
[Иерусалимский православный патриархат]. Почему?»
Корр.: «Наверное, потому, что он был человеком искренне
верующим»…
О.Димитриус:
«Да потому, что мы в Иерусалиме, в Палестине —
у себя дома…
В Иордании у нас не возникает никаких проблем во
взаимоотношениях с властью. Мы твердо следует принципу «Богу — богово, а кесарю
— кесарево». Мы не служим земному Царству [имеется в виду Иорданское
Королевство], но — Небесному Царству. Думаем, что и остальные христиане и вообще
представители всех религий должны следовать этому принципу, и тогда никаких
проблем с властями не будет… Проблемы — они откуда? Власть вмешивается, диктует,
чего она хочет».
Корр.: «Но в Исламе нет разделения на светское и духовное.
Да вот и у нас в России — некоторые представители Православной Церкви желали бы
усилить свое влияние на власть».
О.Димитриус: «Ну… В России сказывается ее историческое
прошлое, императорские времена. Но все равно — мы, христиане, не должны служить
земным царям, только — Ему [палец священника указует наверх]. А в Исламе…
Возможно, сильная политизация и порождает проблемы. Власть вмешивается, и
диктует, что ей нужно. Этого в отношениях с Богом не должно быть».
Корр.: «Так значит, и у вас могут возникать из-за этого
проблемы?»
О.Димитриус: «Проблема в Иордании только одна — христиан не берут в армию. Но я,
как христианин, могу это понять. Нет — так нет.
У нас есть свои храмы, свои школы. Есть и государственные
школы — там обязательно преподается Ислам. Но два раза в неделю наш
учитель-христианин дает в них уроки для детей христиан по нашей вере. А частные
христианские школы устроены так: там учатся христиане и мусульмане — примерно
поровну, нас ведь очень мало — всего 5% от населения Иордании. Учителя-христиане
преподают там светские предметы — биологию, химию, физику. А религии учат так:
мусульманским детям преподают Ислам мусульманские же учителя, а мы своим детям
преподаем нашу веру — сами. Мы представлены и в парламенте Иордании».
Корр.: «Вот мусульман в России порядка 20 миллионов, а у
нас нет такого. Да еще в светскую школу хотят ввести основы христианства для
всех в обязательном порядке».
О.Димитриус: «Как только религия объединяется с политикой,
начинаются сильные проблемы. Кроме того, вы — в меньшинстве, и те, кто в
большинстве, используют свои возможности. Но… Истину нельзя ввести силой. [Опять
подымая палец кверху]… Там, у Него. Истина — только там. Мы не должны служить
земному царю [«царь» и «король» по-арабски — одно и то же; возможно, священник
снова обыгрывал близкую ему ситуацию с иорданской монархией], но — Небесному
Царю»
Корр.: «Проблемы с Иерусалимским патриархом — того же
плана?»
О.Димитриус: «Эти проблемы закончились, слава Богу
[разговор идет на арабском, поэтому все религиозные формулы идентичны исламским.
При желании можно переводить на русский как «слава Аллаху»]. Все, старый
патриарх низложен. О-кон-ча-тель-но!
Был рад нашей встрече. Спасибо».
***
Интересным
получилось и наше интервью с эмиссаром Ватикана, Председателем Папского Совета
по содействию христианскому единству Кардиналом Вальтером Каспером:
Корр.: Ваше Преосвященство,
как бы Вы оценили современные отношения между исламским миром и Католической
церковью?
Кардинал
Каспер: Ислам и Христианство являются монотеистическими религиями, поэтому у
них много общего. Христиане с большим почтением относятся к Исламу и понимают
важность налаживания дружеских отношений с мусульманами. Я совершенно убежден,
что будущее не за столкновением цивилизаций и считаю, что необходимо стремиться
к диалогу и сотрудничеству, поскольку только это сможет стать залогом
добрососедских отношений и обеспечить всем нам достойное будущее. У мусульман и
христиан есть самое главное — взаимоуважение к традициям и ценностям друг друга.
Мы едины в вопросе недопустимости убийств во имя Господа, недопустимости насилия
ради мира.
Я считаю, что уважение друг к
другу — это ключевой момент. И поэтому нас глубоко опечалил нашумевший
карикатурный скандал, оскорбивший чувства сотен тысяч мусульман. Мы ни в коем
случае не можем допускать оскорблений в адрес друг друга. Напротив, мы должны
стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.
Корр.: Во время Вашего
прошлого визита в Россию на встрече с Патриархом Алексием II
Вы неоднократно подчеркнули, что Католическая Церковь стремится наладить
тесные отношения с Православной церковью в целом, и с РПЦ в особенности.
Произошли ли какие-нибудь положительные изменения в отношениях Ватикана с РПЦ за
это время?
Кардинал Каспер:
Действительно, этот конфликт тянется уже более тысячи лет, и последние
десятилетия были отмечены особенной напряженностью в наших отношениях. Но мы
искренне надеемся, что нам, наконец, удастся свести на нет это противостояние и
наладить сотрудничество. Мы прилагаем к этому огромные усилия, особенно в
Европе, где секуляризация жизни заставляет нас с особым рвением возвращаться к
истокам Христианства и возрождать христианские ценности. Секуляризация — это
наша общая проблема — и мусульман, и христиан — поэтому мы должны объединить
наши усилия в борьбе за возрождение духовности общества.
На сегодняшний день я могу
сказать, что с Божьей помощью отношения с Православной церковью улучшились, и мы
уже можем вести речь о сотрудничестве.
Корр.: Русская Православная
Церковь выступила с инициативой ввести в школах изучение Основ православной
культуры. Фактически, во многих школах этот предмет уже введен. Это вызвало
неоднозначную реакцию в обществе и глубокую озабоченность среди приверженцев
разных вероисповеданий. Например, я — мусульманка, и я не хотела бы, чтобы моих
детей обязывали изучать такой предмет. Знакома ли Европе такая проблема? Что Вы
думаете по этому поводу?
Кардинал Каспер:
Признаться, я не очень хорошо осведомлен по вопросу этой инициативы РПЦ, поэтому
могу сказать только о том, как дела обстоят в у меня на Родине — в Германии. Там
в учебной программе присутствуют религиозные дисциплины, но никого не принуждают
их изучать, каждый в праве сделать для себя этот выбор самостоятельно. И я
думаю, что и Россия может остановиться на подобном компромиссе, поскольку
конституционный постулат о свободе вероисповедания исключает навязывание какой
бы то ни было одной религии.
***
Животрепещущий
и болезненный вопрос о преподавании основ православия в государственных школах
мы не преминули задать и главному раввину России Адольфу Шаевиче.
Корр.: Адольф Соломонович,
каково Ваше мнение по поводу введения изучения основ православной культуры в
общеобразовательных школах?
А. Шаевич: Я думаю, что
подобная инициатива в равной степени должна распространяться и на представителей
других конфессий. Нужно понимать, что наша страна многонациональна и
многоконфессиональна. В частности, у нас громадное даже в масштабах нашей страны
мусульманское население. Поэтому это очень деликатный вопрос, и нужно как-то
дифференцированно подходить к этому вопросу, чтобы ни в коем случае никого не
задевать. Безусловно, образование очень нужно, но обязательно все конфессии в
равной степени должны получить равные права и возможности.
Корр.: А на каких основаниях
может быть введен такой предмет?
А. Шаевич: Только на
правах факультатива. Мы все прекрасно понимаем, что в наших школах далеко не все
дети православные. Обязательно в каждом классе найдется ребенок какой-нибудь
другой конфессии. И заставлять его одного изучать православие только потому, что
15 остальных православные нельзя. Кроме того, для тех, кто хочет познакомиться
со своими корнями, сегодня очень много возможностей. И поэтому я не вижу в
подобной инициативе особой и необходимости.
Аналитический
центр нижегородских мусульман «Амаль»

Фоторепортаж со Всемирного саммита религиозных лидеров
смотрите здесь