
Целеустремленность - способность человека помнить о поставленных целях, умение преодолевать возникшие трудности, не опуская при этом руки. Несомненно, это необходимое качество для верующего, так как человек без цели, как корабль без паруса дрейфует в открытом море. Мусульманин может и должен планировать, и ставить цели в повседневной жизни, поочередно достигая их, шаг за шагом приближаться к результату. Однако целеустремленность для успеха в этом мире подчинена в Исламе целеустремленности для мира вечного. Главная цель жизни верующего – заслужить довольство Всевышнего, ради чего человек был сотворен и пришел в этот мир. Касаемо цели создания Всевышним человека в Благородном Коране сказано следующее:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь. Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:1-2).
Пусть эта цель одна – через поклонение Всевышнему заслужить Его довольство – она не ограничивает человека в его жизни, а открывает перед ним новые горизонты. Мы знаем, что поклонение – это не только такие обряды в Исламе, как намаз, пост, хадж, а это образ жизни, когда верующий все свои поступки регулирует с точки зрения отношения Всевышнего к ним.
Духовная целеустремленность нужна верующему, чтобы совершенствовать свою веру, свой нрав, увеличивать знания о Всевышнем, а также чтобы устоять перед испытаниями. Если мусульманин ограничился лишь минимальным набором обязательных видов поклонения и не движется дальше в своем развитии, то его вера ослабевает, нрав портится, трудности воспринимаются как тяжелое бремя без надежды на облегчение. Чтобы добиться довольства Творца необходимо его заработать, совершая дополнительные виды поклонения: дополнительные намазы, посты, раздача добровольной милостыни, чтение и изучение Корана, приобретение знаний об Исламе и др. Всевышний обрадовал наградой тех, кто проявлял усердие в этом:
«Они отрывают свои бока (и поднимают тела) от постелей (то есть, встают на ночной намаз тахаджуд), взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют (на благие цели) из того (имущества), чем Мы их наделили. Не знает человек, какие (невиданные) удовольствия скрыты от его глаз (и ожидают его в Раю) как воздаяние за то, что они совершаил (за веру и праведные дела)» (32:16-17).
Возможности и обстоятельства, позволяющие верующим духовно развиваться, у всех разные. Каждый ставит перед собой свои задачи, которые актуальны для него, и он в состоянии выполнить, стремясь укрепить свою веру, улучшить нрав. Главное при этом упорство и постоянство. Те, кто «упорно стремятся», описаны в Коране:
«А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (Сура «17:19).
Аллах побуждает верующих к устремлению в совершении благих дел, которые приблизили бы к Нему:
«И устремляйтесь (спешите) к прощению от вашего Господа и (спешите) к Раю, ширина которого – небеса и земля, уготованному для богобоязненных...» (3:133).
«Они веруют в Аллаха и Последний День, приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого. Они спешат друг перед другом в совершении благого; они – праведники» (3:114).
Целеустремленность верующего подразумевает также постоянство, ведь его конечная цель не исчезнет, пока смерть не остановит человека на этом пути. А жизненные трудности с одной стороны испытывают человека на терпение и преданность своим целям, укрепляют его целеустремленность, а с другой стороны – беды и несчастья легче переносить, если верующий понимает, что это лишь очередная ступень на пути к довольству Аллаха. Аллах испытывает людей по-разному:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2:155).
Но истинный верующий не опустит руки ни при каких обстоятельствах, а постарается извлечь урок из всего, что его настигает. Несчастье или трудность становятся порой поводом покаяться, одуматься, изменить свою жизнь в лучшую сторону, а иногда они сами по себе меняют жизнь человека по воле Всевышнего, который лучше знает, что является благом для человека:
«Быть может, вам неприятно что-то, а это – благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно – зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем – зло), а вы не знаете» (2:216).
Духовная целеустремленность верующего не сравнится со стремлением человека к мирским благам, которые исчезают как мираж. Духовная целеустремленность – движение верующего к довольству Всевышнего, и, следовательно, к счастью в обоих мирах, к вечной обители в Раю.