20 марта 2015 года исполнится 100 лет с момента открытия Нижегородской Соборной мечети. Много сложностей предстояло преодолеть нижегородской умме, прежде чем Главная мечеть Нижнего Новгорода была построена, а впоследствии и реконструирована.
Мусульманская цивилизация в России имеет не так много мечетей, ставших символами уммы. Это первая российская мечеть в Дербенте для Кавказа; первая мечеть Поволжья в Булгаре; мечети Марджани и Апанаевская в Казани, возвестившие о начале политики веротерпимости в России в 1760-е гг.; мечеть Караван-Сарая в Оренбурге — символ башкирско-мещеряцкого войска; Историческая мечеть в Москве, возвестившая об официальном возрождении Ислама в Москве; Соборная мечеть в Санкт-Петербурге как символ признания Ислама властями империи. Нижегородская Соборная мечеть стала последней крупной мечетью, построенной в царские времена. Мечеть «на горе» стала показателем того, что религия Ислама получила официальное признание не только на словах, но и на деле…
Ее возведение началось только через 4 года после получения разрешения, в 1913 году. Рубеж 1900–1910-х стал сложным временем для России и ее мусульманских подданных. Революция 1905–1907 гг. не смогла перейти в политическую реформу в России. Председатель Совета министров П. А. Столыпин, обещавший провести реформы после успокоения, по большому счету не смог добиться ни того, ни другого. После его убийства в 1911 г. власти пришли к пониманию необходимости отказа от политики прямых запретов и репрессий.
В 1913 г. состоялись огромные торжества, посвященные 300-летию вступления на престол династии Романовых и окончанию Смуты. Они должны были символизировать стране и миру, что Российская империя и династия Романовых столь же прочны и будут существовать еще как минимум 300 лет. Нижегородская Соборная мечеть являлась наглядным символом преемственности власти в государстве.
Символично, что именно уроженец Нижегородчины, муэдзин Ярмарочной мечети Мухаммед-Фатих Соколов, возглавил несколько затянувшийся процесс подготовки новой проектной документации и строительства городской мечети, открытой 20 марта 1915 г.
Вместе с тем, стоит отметить, что строительство Нижегородской Соборной мечети, как и Соборной мечети Санкт-Петербурга, стало символом единства российской уммы, поскольку в нем участвовали представители Казани: Мухаметжан Галиев (отец муфтия Галимджана Баруди), Сулейман Аитов, Исмаил Утямышев; Ахмед Хусаинов; Оренбурга — Махмут Хусаинов; Симбирска —Тимербулат, Ахмед и Юсуф Акчурины; Екатеринбурга — Зайнетдин Агафуров; Троицка — братья Яушевы; Касимова — Ахмед Кастров, Хасан Шакулов. Многие из них приняли участие в Нижегородских Всероссийских мусульманских съездах 1905–1906 гг.
Символично, что на III Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде в 1906 г. отец джадидизма Исмаил Гаспринский выдвинул кандидатуры сыновей татарских купцов и промышленников Галимджана Баруди и Юсуфа Акчуры на должности Раис-аль-улама и его заместителя по юридическим вопросам соответственно. Поэтому и Нижегородская Соборная мечеть, будучи внешне сугубо внутригородским мусульманским центром, может восприниматься как последняя из досоветских мечетей России, объединившая в себе усилия российской мусульманской элиты.
Но строительство Нижегородской Соборной мечети не означало раскол города на две части. В 1917 г., вскоре после избрания Г. Баруди муфтием ЦДУМ, нижегородский ахун во втором поколении Габдулла Сулеймани создал Нижегородский губернский мусульманский комитет, был депутатом Миллет меджлисе (Национального собрания) татар в Уфе и переехал туда как казый ЦДУМ. В 1920 г. он временно возглавил Московскую Соборную мечеть. Здесь он особенно сблизился с казыем ЦДУМ, бывшим казанским имамом и мюридом Г. Баруди Кашшафетдином Тарджемани, представителем ЦДУМ при центральных органах власти. В 1936 г. Габдулла Сулеймани и и.о. муфтия Кашшафетдин Тарджемани были арестованы по делу ЦДУМ. За профессиональные контакты с Тарджемани был арестован ряд нижегородских имамов, включая имам-хатыба Нижегородской Соборной мечети Шагимердяна Ильясова.
В 1938 г. была закрыта и сама мечеть. Только после отказа СССР от атеистической идеологии в «годы перестройки» мечеть была возвращена верующим, а минарет восстановлен... Непросто и нелегко происходит восстановление духовности и истинной веры в нашей стране. Но стоят над Волгой мечети, как маяки истинной веры. И одна из них ― Нижегородская Соборная мечеть...
Продолжение следует…
Материал взят из книги: Мухетдинов Д. В. Азан над Волгой. 2-е издание, исправленное и дополненное Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. 112 с.