27-29 октября в Джидде (Саудовская Аравия) состоялось IV
заседание группы стратегического видения «Россия-Исламский мир». Предлагаем
вашему вниманию доклад первого заместителя председателя Духовного управления
мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Дамира Мухетдинова, с которым он
выступил перед участниками заседания.
Свет из Джидды открывает новые перспективы для всего мира!
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Мир и
благословения Его избраннику, последнему пророку Мухаммаду, его семье и
сподвижникам!
Ас-саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Вступление
Позвольте прежде всего поблагодарить уважаемых хозяев этого
форума, высоких лиц, представляющих Королевство Саудовская Аравия, и прежде
всего министра иностранных дел Саудовской Аравии, принца Сауда аль-Фейсала (да
хранит его Аллах!), за приглашение вновь вступить на благодатную землю Хиджаза.
Сердце любого мусульманина начинает радостно биться именно здесь, ибо это земля
пророков, это земля, где жил наш Пророк Мухаммад, мир ему. Сюда мы стремимся всю
жизнь, дабы совершить Хадж и Умру, здесь наша кибла. Именно здесь и я, как
многие тысячи молодых россиян, получил классическое мусульманское образование, —
такое не забывается! Аллаху акбар!
Также позвольте приветствовать всех россиян, прибывших на
эту встречу: высоких политиков и дипломатов, ученых и служителей Ислама. Когда
россияне сходят в Джидде с трапа самолета, вспоминается тот важнейший
исторический факт, что именно наша страна была первой в мире, которая признала
новое государство — Саудовскую Аравию. Советская Россия установила
дипломатические отношения с молодым королевством и признала за объединителем
страны Абдель Азизом титул короля. Это произошло 16 февраля 1926 года. Первым
посланником в Королевство стал Назыр Турякулов, выходец из мусульманской семьи,
а его предшественником, сделавшим первые шаги для сближения между нашими
странами, был наш земляк-татарин Карим Абдрауфович Хакимов (1892–1937 гг.).
В центре нашего внимания сейчас — рассмотрение новых
принципов международных отношений в свете инициативы короля Саудовской Аравии
Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда (да хранит его Аллах!) о созидательном
диалоге между монотеистическими религиями: Исламом, Христианством и Иудаизмом.
Мы с нарастающим интересом следим за продвижением этой инициативы: само
предложение было выдвинуто Хранителем Двух Святынь в марте этого года, и вот уже
в июле в Мадриде по инициативе главы Саудовской Аравии и с участием короля
Испании Хуана Карлоса I был проведен Конгресс межрелигиозного диалога.
Чрезвычайно актуальными стали оценки нынешней ситуации в мире, сделанные королем
Абдаллой, и особенно его ключевой тезис: «Человек, возможно, станет причиной
разрушения нашей планеты, но он же может превратить ее в долину мира, в которой
будут жить последователи различных вероисповеданий, взглядов и философских
направлений». Это не только глубокая оценка, но и яркий афоризм, который достоин
как научного изучения, так и популяризации. В столь краткой форме выражена
картина мировидения и мироощущения, данная людям свыше в Священном Коране и
Сунне Пророка, мир ему.
В этом уважаемом собрании я хотел бы показать — в первой
части моего выступления — на примерах из новейшей истории России, насколько Его
Величество король Саудовской Аравии Абдаллах ибн Абдель Азиз Аль-Сауд (да хранит
его Аллах!) точно (и остро современным языком!) выразил те тревоги за мир,
надежды на лучшее будущее, которые переживаем и мы, мусульмане России. И затем,
во второй части, как ответ на эти слова короля позвольте мне высказать
конкретные предложения, которыми российские единоверцы могли бы, по моему
скромному мнению, поддержать инициативы Хранителя Двух Святынь Ислама.
Король Саудовской Аравии — забота о мире и о
России
Итак, мы с горечью видим, что в XXI веке человек,
«возможно, станет причиной разрушения нашей планеты». Могут ли мусульмане быть в
рядах таких разрушителей? Как противостоять силам зла и распада? Как обезвредить
терроризм, прикрывающийся верой, в том числе Исламом, и паразитирующий на
реальных проблемах? Об этом мы в России думаем, говорим и молимся постоянно.
Навстречу мусульманам в России теперь пошло и само
государство, особенно с началом президентства В. В. Путина, сформулировавшего
впервые в истории Российского государства курс на «сближение с исламским миром».
Эту линию твердо продолжает и наш новый президент Д. А. Медведев. По инициативе
администрации президента два года назад создан благотворительный Фонд поддержки
исламской науки, культуры и образования, во главе которого стал видный политик и
востоковед, глава Торгово-промышленной палаты РФ Е. М. Примаков. Еще одну важную
инициативу развивает влиятельный российский политик, глава «Российских железных
дорог» В. Якунин, проводящий международные форумы «Диалог цивилизаций». Мне
выпала честь 10 октября этого года представлять российских мусульман на форуме
«Диалога цивилизаций» на острове Родос (Греция), где я выступил с докладом
«Новый многополярный мир XXI века: Ислам обосновывает принципы договора и
совета».
Наконец, как знает уважаемое собрание, уже не первый год
действует созданная по инициативе дипломата Вениамина Викторовича Попова группа
стратегического видения «Россия и исламский мир». Ему принадлежит исключительная
роль в истории дипломатии — он стал первым представителем Российской Федерации
при Организации Исламская конференция, а теперь основал «Центр партнерства
цивилизаций» при МГИМО (Московский государственный институт международных
отношений) в Москве. Его проницательности и таланту мы обязаны тем, что
встречаемся здесь, в Джидде, на столь высоком уровне и со столь важными,
интересными партнерами.
Как же нам продолжать идеи группы стратегического видения
«Россия и исламский мир» в свете инициатив короля Страны Двух Святынь Ислама?
Первое, что бросается в глаза, когда мы обращаем взгляд на
Саудовскую Аравию, — нет иной страны в мире, где училось бы столько человек из
России, желающих познать Ислам! Саудовская Аравия воистину помогла на рубеже
третьего тысячелетия сохранить знания об Исламе для поколения молодых россиян,
родившегося при государственном атеизме. Здесь обучались и ныне учатся несколько
тысяч человек. Сравните, поколение «бухарских имамов» советского времени — это
всего около 50 человек, и ему на смену на наших глазах приходит то поколение,
которое получило исламское образование в классических вузах арабского мира. В
ближайшие 20–25 лет они полностью сменят «бухарцев», и мы увидим новую картину.
Значит, де-факто Саудовская Аравия и другие исламские государства уже оказали на
нас, мусульман России, значительное влияние, и эта огромная сила и ее потенциал
далеко не исчерпаны! Хвала Аллаху, да вознаградит Он Своей милостью Королевский
Дом и всех подданных Королевства!
Не секрет, однако, что с этим новым явлением (массовым
обучением исламской молодежи в Саудовской Аравии) связано и немало проблем.
Выявились люди, крайне недовольные таким ходом событий: они считают, что
«саудовское влияние негативно отражается на мусульманах того или иного региона
Российской Федерации». Причем такие мысли высказывают не только политики,
далекие и даже враждебные к Исламу, но и некоторые мусульманские деятели
старшего поколения. Главное, именно «саудовскому влиянию» эти люди приписывают
весь негатив и все несчастья так называемого «исламского терроризма» и трагедии,
которая произошла в 1990-е годы в Чечне. Но так ли это?
Мы знаем, что Россию и Саудовскую Аравию многое объективно
сближает в век глобализации: в первую очередь это природные ресурсы — нефть и
газ, которые по воле Аллаха оказались дарованы как народам мусульманского мира,
так и россиянам. Еще раз вспомним нашу историю: в 1920-е годы Карим Хакимов,
представлявший СССР в Хиджазе и проложивший дипломатическую дорогу к тому, чтобы
именно советская Россия первым признала новое государство Королевского Дома
Саудитов, — именно Хакимов настаивал на углублении и расширении связей с
Саудовской Аравией. Шли 1920–1930-е годы, еще никто не догадывался, что вскоре
не надо будет поставлять керосин и бензин из России в Хиджаз, а Саудовская
Аравия через 20 лет станет ведущим в мире экспортером нефти! Вот как удивительно
повернулась история. Таков был Промысел Аллаха о народах Земли.
И как жаль, что выдающийся дипломат, татарин-мусульманин
Хакимов не только не был понят и поддержан в Москве, но подвергся сталинским
репрессиям и был уничтожен в ГУЛАГе в 1937 году! Вечная память шахиду-дипломату,
нашему брату в Исламе Кариму, первопроходцу в российско-саудовских отношениях!
Мы чтим его светлую память. И как горько, что не удалось развить начатое им
сближение между нашими странами в ХХ веке. Очевидно, пришла пора увековечить
память об этом выдающемся дипломате путем создания стипендии или премии для
студентов-арабистов, дипломатов, работающих в сфере отношений РФ — КСА. Это мое
первое конкретное предложение для нашего уважаемого собрания.
Вернусь к теме обучения наших студентов в Саудовской
Аравии. Говорю об этом и как аналитик, и как свидетель — ведь мне самому
посчастливилось обучаться в Благородной Мекке. Чему же они тут учились, в стране
Двух Святынь Ислама? Главное — это акыда сахиха, пречистая вера! Сколько бы мы
ни говорили о политике и экономике, проблемах армии и бизнеса — главное все-таки
в том, каков ният (намерение) человека, какова его акыда, каков его ибадат
(поклонение).
Иначе мы,как мусульмане сдаем свои позиции, иначе изменяем
заветам нашего прекрасного Пророка Мухаммада, мир ему, учениям наших мудрых
учителей, великих алимов Уммы. Как это «сдаем позиции»? — спросите вы меня.
Отвечу. Или путем забвения и растворения в неисламских ценностях. Или — путем
экстремизма, то есть извращения акыды, искривления Ислама как Прямого пути к
Богу. Нас к этому также толкают люди, плохо разбирающиеся в Исламе и
предпочитающие навешивать «мусульманские ярлыки» на сложные политические явления
— так, в США появился чудовищный по своей лживости и провокационности термин
«исламофашизм». Так произошло и с понятием «ваххабизм» в России: оно стало
применяться для обозначения целого комплекса проблем, связанных с экономическими
трудностями переходного периода, национализмом и сепаратизмом, вовлечением
зарубежных спецслужб в антигосударственную борьбу против России на Кавказе.
Замечательно, что именно на земле Саудовской Аравии к
уточнению и прояснению понятий пришел лидер нашего государства В. В. Путин. Он
окончательно расставил точки над i в этом вопросе. Напомню, как он в ответ
французскому журналисту газеты «Ле Монд» (Париж, 30 мая 2008 года) объяснил, что
«ваххабизм, причем в его изначальном виде — это нормальное течение в Исламе,
ничего здесь страшного нет. Но есть экстремистские течения в рамках самого
ваххабизма. Вот именно эти направления пытались внедрить в сознание чеченского
народа. И люди это прекрасно поняли, что кто-то со стороны борется не за их
интересы, а пытается их использовать в качестве инструмента для “раскачки”
России как важного, значимого игрока на международной арене. И это несет за
собой только страдания для народа. Осознание этого факта было главным в самом
деле стабилизации». Путин компетентен, он знает, что и когда говорит. И его
должны услышать все, кто утверждает, будто можно уравнивать терроризм и учение
шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, которого так ценят в Саудовской Аравии.
В свете сказанного становится еще более ясным, насколько
мусульмане России, пройдя через многие испытания, должны благодарить Аллаха за
помощь, которую с 1990-х годов нам оказали саудовские братья в тот уникальный
момент истории, когда мусульмане — впервые в истории России! — получили равные
права, свободу вероисповедания, которых у нас никогда ранее не было. Именно
усилиями и во многом на средства наших благородных братьев из Саудовской Аравии
отстроена огромная инфраструктура современной уммы России: тысячи мечетей,
мектебе и медресе при них, благотворительные фонды и общественные организации,
издательские центры и программы, благодаря которым впервые на полке читающих
по-русски и на многих языках народов России появилась исламская классика: Коран
с тафсирами, «Сахих аль-Бухари», «Рияд ас-салихин», «40 хадисов» имама
ан-Навави, труды выдающихся алимов, педагогов и просветителей… всего и не
перечислить. Еще раз — воздадим хвалу Аллаху! — в нашей стране никогда ранее
ничего подобного не было! И мы благодарим за помощь и Королевский Дом, и
благочестивый народ великого Королевства! Аллаху акбар!
Говоря об этих несомненных достижениях, стоит отметить и
объективные трудности того периода — ведь на рубеже третьего тысячелетия не
сложилось еще школ добротных переводчиков, а в умме России до сих пор крайне
остро стоит вопрос о формировании своей интеллектуальной элиты, подлинной
интеллигенции и современных по уровню специалистов во многих сферах
гуманитарного дела и в бизнесе. Откуда эти проблемы? После тех разрушений,
которые понесла умма при царизме, а потом и при советской власти, за 15 лет
демократического развития восстановить это просто физически невозможно. На это
уходят годы и годы — и мы с вами сейчас над этим будем работать, инша Аллах!
Развивать конкретные проекты в ответ на инициативы короля
Саудовской Аравии!
Именно в незрелости и слабом профессионализме тогдашних
переводчиков лежат возникшие тогда проблемы; и как одно из прискорбных
последствий этого — запреты на исламскую литературу со стороны некоторых
российских судов. Но это не протест в принципе против Ислама, что важно
понимать. Это временный кризис недопонимания. И тут виновны обе стороны. Тут
надо приложить усилия и поработать сообща. С одной стороны, «в чужой монастырь
со своим уставом не ходят», как говорит русская пословица. То есть переводчики
должны понимать специфику страны, для населения которой делают свою работу.
Любые миссионеры должны учитывать особенности местных традиций и уважать законы
страны. С другой стороны, российскому населению и особенно госслужащим,
принимающим ответственные решения, нужен «ликбез», ликвидация безграмотности
относительно сути и истории Ислама как мировой религии.
Но и самим россиянам-немусульманам, и просветителям из-за
рубежа нужно понимание специфики мусульманства народов России. Так, для России
крайне важна традиция ханафитской школы, которая в течение тысячелетия
господствовала на огромной территории Поволжья, Урала и Сибири. Также на Кавказе
важна шафиитская школа. Мы все прекрасно осознаем, что в самой Саудовской Аравии
следуют другому мазхабу и здесь важен ханбализм. Вот это и прекрасно: единство
уммы предполагает различия мазхабов, и это свидетельство внутренней свободы,
многообразия и богатства Ислама! А в контексте нашей встречи можно сделать и
такой практический вывод: значит, есть поле для сотрудничества, обмена опытом.
Для этого желательно создание центров перевода исламской литературы. Это вторая
конкретная идея — нужно готовить и стажировать кадры экспертов и переводчиков,
редакторов и корректоров, усовершенствовать языки перевода — делать это долго и
кропотливо, но эффект получить несравненно весомый!
Более того, пора работать с языками народов
многонациональной Российской Федерации — не только с русским, но и с татарским,
башкирским, с языками народов Кавказа, Средней Азии, Азербайджана. Ведь
современные миграционные потоки из названных регионов в Россию приводят к
качественно (в национальном отношении) новому составу уммы — это теперь и
измеряемые десятками и сотнями тысяч, подчас миллионами человек диаспоры
киргизов и узбеков, таджиков и азербайджанцев, к ним добавляются выходцы из
Пакистана, Ирана, Турции.
Третья идея — для продвижения к людям сокровищ исламской
культуры нужны современные медиатехнологии: собственная радиостудия, телеканал
об Исламе на русском языке, с передачами на языках национальных меньшинств,
телемосты, мастер-классы, вопросы и ответы современных алимов Саудовской Аравии
и исламского мира в режиме онлайн с нашей молодежью.
Как следствие из этого — еще идея! — нужна система
дистанционного образования, связанная Интернетом с 10–15 городами страны, где
люди станут собираться и слушать духовных наставников, учиться языкам, акиде и
ибадату. Пусть в формате ЖЖ («живых интернет-журналов») в еженедельном ритме
крупные шейхи проводят беседы и отвечают на любые волнующие все вопросы — таким
образом можно будет с любыми радикалами и потенциальными экстремистами вести
открытый диалог и, по сути, профилактировать негативные процессы, созревающие в
умах молодежи. Кто им сможет грамотно возразить? Милиция или спецслужбы, офицеры
армии или школьные учителя простых светских школ? Конечно же, нет. Говорят, что
будто «именно ученики арабских шейхов навели смуту в России» — так ли это? Но
давайте устроим дистанционный диалог для уточнения позиций, для продолжения
обучения, в конце концов для исправления того, что надо исправить, если есть что
исправлять! Для созидания нового и лучшего.
Следующая идея — надо заниматься не только обучением
мусульман исламским наукам, но поднять на новый уровень арабистику в целом.
Бизнесу и торговле, туризму и дипломатии в России крайне нужны люди, говорящие
на двух-трех языках, в том числе обязательно на арабском. Пусть на предложенных
мною телеканалах, в системе дистанционного обучения и в иных формах обучение
арабскому языку займет не меньшее место в русской действительности, чем
английский, немецкий или французский. Здесь нужны многолетние усилия, большие
капиталовложения, много творческих новых идей. Мы знаем, как много тратят
Британский совет или Институт Гете на внедрение своих языков и культур во всем
мире, — и как велика отдача в экономике, моде, дипломатии и даже в международных
отношениях. Пусть Саудовская Аравия станет лидером продвижения арабского языка и
всей арабской культуры во всем мире, включая и нашу страну! Инша Аллах!
Также, на мой взгляд, нужны и курсы русского языка в
Саудовской Аравии. А также не менее необходимы курсы языков малых, но
мусульманских народов Российской Федерации — татар, кавказцев. Иначе ведь что о
нас знают подданные Королевства? Почти ничего. Так пусть и в Саудовской Аравии
вырастут свои знатоки наших этносов, специалисты по связям с Татарстаном,
Башкирией, с республиками Кавказа. Однако тут нельзя ограничиваться мусульманами
— пусть, как это уже делает ИСАА (Институт стран Азии и Африки в Москве),
немусульмане также специализируются в языкознании, страноведении, истории и
филологии — и служат проводниками и переводчиками. Это должны быть постоянно
действующие учебные программы и центры в разных городах огромной России.
Еще отдельная отрасль ждет наших совместных усилий — это
огромное арабское культурное наследие в собраниях России. Назрела потребность в
научной каталогизации огромного арабоязычного наследия в государственных
архивах, библиотеках и музеях РФ — от всемирно известного Эрмитажа в Петербурге
до скромного, но бесценного Фонда рукописей Академии наук Дагестана, с которым
мы только что издали Каталог древних рукописей Коранов, начиная с XI века, и
назвали книгу «Торжество святости и красоты: Кораны Дагестана» (ИД «Медина»,
2008). Сделали мы также и выставку этих рукописей в центральной библиотеке
Нижнего Новгорода и наметили выставочное турне по городам России. Мы в России
впервые опубликовали и впервые демонстрируем это наследие, спасенное в годы
гонений в Дагестане. Но это лишь малая капля в океане арабских ценностей, все
еще недоступных широкой публике в России!
Эту работу надо продолжить, причем на общероссийском
уровне, что посильно лишь нашим братьям и коллегам из Королевства Саудовской
Аравии: нужны оцифровка архивов, вывод их в общий доступ в Интернет, нужны
книжные издания, выставочно-просветительская деятельность как в Российской
Федерации, Саудовской Аравии, так и в других странах.
Не менее важным может стать и проект «Фото-видеобанк “Ислам
в России”» — по регионам, для Интернета, тут может быть самоокупаемость, продажа
данных агентствам и издательствам. Этот проект будет востребован и на русском, и
на арабском, и на английском языках.
Саудовская Аравия могла бы создать многосерийный
художественно-публицистический фильм об Исламе в мире на русском языке и других
языках России — в учебных и просветительских целях, по эпохам и странам. Потом
возможен прокат по центральным телеканалам и в системе кинопроката типа
КАРО-фильм по всей стране. Тут к работе наряду с экспертами из Саудовской Аравии
можно привлечь наших исламоведов и режиссеров, директора Эрмитажа крупного
арабиста М. Б. Пиотровского, известных российских актеров мусульманского
происхождения (Шакуров, Башаров и многие другие).
Названный сериал не исключает необходимости создавать
отдельные циклы по искусству, зодчеству, каллиграфии и прикладным искусствам
Ислама. Скажу более: вообще нужно делать Музеи исламской культуры в Москве,
Петербурге и других городах с обменными выставками с Саудовской Аравией и
другими странами Ислама и арабской цивилизации.
Отдельный вопрос — поддержка и развитие арабоязычной
журналистики в России, а именно нужно развить арабские версии сайтов, например
нашего сайта ИсламРФ, издавать книги по истории и современной проблематике уммы
РФ. Нам и для широких масс, и для учебного процесса нужно создавать базу данных
богословских источников, Сунны и фетв, арабского языка и литературы, журнал,
объединяющий алимов (богословов) РФ с ИСЕСКО и ОИК. Быть может, этим займется
Союз саудовско-российской исламской журналистики, если его будет угодно создать
уважаемым коллегам из КСА?
В сфере медиа, конечно же, нужно открывать
корреспондентские пункты арабской прессы, прежде всего из Саудовской Аравии, в
мусульманских регионах России — чтобы была прямая информация о жизни россиян, а
не через чужие очки, будь то Би-Би-Си или иные… Нужен, быть может, свой
саудовско-российский медиахолдинг со своими ТВ и радио, печатной и электронной
мультимедийной прессой.
Уважаемые коллеги! Я признателен вам за внимание, с которым
вы выслушиваете мои скромные инициативы, масштабность которых определена только
возможностью говорить перед вами, — ведь эти проекты по силам лишь уважаемому
Королевскому Дому Благородной Страны Двух Святынь Ислама! Инша Аллах!
Ключевые проблемы уммы России ждут участия короля
Саудовской Аравии
Последнее, что я посмею сказать в качестве пожелания, — это
мысль об одной из ключевых проблем нашей уммы в России. Мы многое возродили
после столетий гонений при царизме, после 70 лет атеистического режима
большевиков. Но два важнейших постулата Ислама мы все еще не восстановили, и да
поможет нам Аллах Всемогущий и Милосердный! Нужно восстановить легально
институты закята и вакфов — как на территории Российской Федерации, так и для
российских мусульман на землях Саудовской Аравии, прежде всего в Благословенной
Мекке и Лучезарной Медине.
Не надо сочинять что-то новое — даже царское правительство
позволяло российским мусульманам иметь вакфы и институты сбора, контроля и
распределения закята на исторических территориях компактного проживания
мусульман. Так почему бы сейчас не возродить хотя бы ту практику, а потом не
распространить ее и на всю Федерацию, ведь миграция XX–XXI веков смешивает
население! Наш шейх, глава Совета улемов ДУМНО (Духовного управления мусульман
Нижегородской области) Умар-хазрат Идрисов обратился после встреч с саудовскими
собратьями к президенту РФ Д. А. Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос о
возвращении институтов закята и вакфов в правовое поле Российской Федерации, как
это имело место в дореволюционной России и практикуется не только в странах с
традиционно мусульманской государственностью, но и в странах современного мира,
например, в Англии с ее смешанной экономикой, многонациональным и поликультурным
населением.
Саудовским братьям по вере мы хотим напомнить дорогие нашим
сердцам факты: Дома паломников в Мекке и Медине в качестве вакфов имелись до
Октябрьской революции и у российских татар, и у кавказцев — но следы их исчезли
в ХХ веке. Теперь же, когда благодаря благосклонности Королевского Дома
Саудитов, Хранителей Двух Святынь Ислама, каждый год растет число паломников,
совершающих хадж и умру из нашей страны, пришло время поставить вопрос о
строительстве (или покупке) вакуфных домов паломничества для россиян в целом, а
также для мусульман отдельных регионов Российской Федерации.
Инициативы Саудовской Аравии и России — навстречу новому
миропорядку, через обновление и усиление ООН
Несомненно, все перечисленное — общие теоретические оценки
и идеи, а также ряд конкретных предложений — все это вытекает из инициатив
Хранителя Двух Святынь короля Саудовской Аравии Абдаллаха ибн Абдель Азиза (да
хранит его Аллах!) в Мадриде, которые волею Всевышнего совпадают, идут в
параллельном русле с идеями, которые высказывают и лидеры Российской Федерации.
Так, 17 октября в столице Казахстана Астане состоялась международная конференция
министров иностранных дел разных стран «Общий мир: прогресс через разнообразие».
Там глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия предлагает создать при ООН в
качестве консультативного органа новую международную структуру — Совет религий.
«Важно, чтобы политики и дипломаты способствовали созданию благоприятных условий
для дальнейшего развития межконфессионального диалога, помогающего находить
точки соприкосновения, особенно в тех вопросах по регулированию конфликтов,
которые имеют религиозную составляющую», — сказал он.
Причем с подобной инициативой МИД РФ выступает уже не
первый раз, но этой идее нужны соратники. Трудно представить более близкие
инициативы и более близкие намерения (ният) в этом направлении, чем у России и
Саудовской Аравии! Мне радостно добавить к сказанному, что первым из исламских
лидеров России эту идею поддержал мой духовный наставник, председатель ДУМНО
(Духовного управления мусульман Нижегородской области) Умар-хазрат Идрисов.
Находясь 17 октября на торжествах в честь открытия Соборной мечети в Грозном, он
заявил, что «данная инициатива МИД РФ вовсе не из ряда теоретических фантазий,
но обоснована практической необходимостью».
Сейчас, находясь в Джидде на российско-саудовской встрече,
он еще раз отметил ее актуальность: «Многие проблемы современности порождены или
игнорированием религиозных ценностей, тотальным секуляризмом, или же
фальсификацией религии, которая будто бы зовет на баррикады и оправдывает
террор. Это раньше можно было вести “маленькие победоносные локальные войны”, но
в эпоху глобализации вся планета стала слишком хрупким стеклянным домом. А в
стеклянном доме бьет посуду только сумасшедший. Несомненно, сегодня нужны новые
усилия, чтобы столь уникальная международная структура, как ООН, не была
формальностью или работала лишь на узкую группировку — но стала действенным
инструментом глобализирующегося мира. Предложенный Россией Совет религий при ООН
вызван к жизни вызовами XXI века».
От себя в качестве политолога и члена Общественной палаты
Нижегородской области добавлю такую оценку: совершенно очевидно, что «ялтинская
модель» мироустройства, заложенная главами антигитлеровской коалиции в 1943
году, уходит на наших глазах в прошлое. Меняются конфигурация международных сил,
тип экономики, характер взаимоотношений между странами, международными
корпорациями и мировыми религиями. Россия и ее союзники призывают строить новую
конфигурацию на основе принятия факта многополярности. Чтобы новый миропорядок
был более справедливым и более устойчивым, участие религий необходимо как
никогда ранее. Мусульмане России не первый год работают в этом направлении — мы
выразили эту позицию и на форуме в Родосе, и ранее в своих публикациях и акциях,
утверждающих «диалог цивилизаций». Отрадно, что теперь к российской инициативе
присоединился голос Саудовской Аравии, родины Ислама и Хранительницы двух ее
величайших Святынь — Мекки и Медины!
Для мусульман России важно и то, что инициативу Совета
религий при ООН поддержал муфтий ЦДУМ (Центрального духовного управления
мусульман) Талгат-хазрат Таджутдин. И мы теперь можем смело выступать вместе с
пакетом инициатив от мусульманского мира, арабского мира во главе с королем
Саудовской Аравии и с идеями Российской Федерации о создании Совета по религиям
при ООН.
Вслед за участниками Мадридской встречи, подписавшими
Мадридскую декларацию, мы, мусульмане России, со своей стороны призываем
Генеральную Ассамблею ООН поддержать результаты Мадридского межрелигиозного
конгресса, проведя свою специальную сессию, посвященную проблемам диалога, а
глубокоуважаемого Хранителя двух Святынь — предпринять все необходимые усилия
для того, чтобы эта сессия состоялась в ближайшее время.
Образно говоря, Свет (Нур) из Джидды открывает новые
перспективы для всего мира! Завершить свое выступление я хотел бы словами,
которые король Саудовской Аравии Абдаллах ибн Абдель Азиз (да хранит его Аллах!)
произнес в завершение своей исторической речи в Мадриде:
«Друзья! Человек может стать причиной разрушения планеты,
на которой он живет, но он может также превратить ее в оазис мира и спокойствия,
где будут сосуществовать последователи всех религий и философских воззрений,
где, уважая друг друга, люди будут сотрудничать между собой, где они будут
решать свои проблемы на основе диалога, а не насилия. Человек, если ему поможет
Господь, способен противопоставить ненависти любовь, неприятию друг друга —
терпимость. Он может сделать так, чтобы все ощутили собственное благородство,
ниспосланное Господом всем детям Адама… Пусть наш диалог станет защитой веры
перед лицом безбожия, защитой добродетели перед лицом порока, справедливости
перед лицом угнетения, мира перед лицом противостояния и войн, человеческого
братства перед лицом расизма!»
И да будет так. Амин!
Благодарю вас за внимание.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!