01-10-2021 Преемственность поколений в религиозном образовании на Нижегородчине
От истоков к современности
На Нижегородской земле важность религиозного образования и его огромную роль в воспитании мусульман осознавали всегда. Мусульмане Нижегородчины, представленные изначально в большинстве татарами, отличались своим стремлением к приобретению религиозного знания и передачи его последующим поколениям. Благодаря преемственности поколений нижегородские татары смогли сохранить духовность даже во времена целенаправленного уничтожения религии и передать наследие исламских ученых потомкам.
Исламское образование на Нижегородской земле имеет большую историю, берущую свое начало с 18 века, когда появились первые учебные заведения. Имена имамов и учителей, которые внесли свой вклад в распространение Ислама на Нижегородчине и сохранение исламских традиций среди татарского населения, сохранились в памяти народа. Это Абдулжалил Биккинин, руководивший медресе в Овечьем Овраге, Хабибулла Альмухаммятов, основавший медресе в селе Сафаджай, Хамидулла Альмушевым, основавший медресе в селе Петряксы и другие. История показала, что без таких верных своей религии и своему делу учителей, сами по себе учебные заведения не смогли бы сохранить религиозные знания и наследие предков. Так, в начале 20 века, когда велось целенаправленное уничтожение религии в целом и религиозного образования в частности, закрывались медресе и мечети. Несмотря на трудности времени, имамы, учителя и просто обладатели исламских знаний прилагали все усилия, чтобы не разорвать нить преемственности поколений в деле распространения исламских ценностей. Так, к моменту возрождения религии и религиозного образования в конце 20 века, нижегородским мусульманам не пришлось начинать с нуля, а удалось воспользоваться опытом и собственными традициями, заложенные еще Хусаином и Габдельгаллямом Фаизхановыми, Исмаилом Гаспринским и другими.
Однако 70 лет атеизма не могли не сказаться на уровне религиозной грамотности нижегородских мусульман, не говоря уже об уровне образованности. В 1991 году при Соборной мечети начала действовать воскресная школа, где проходили обучение взрослые и дети разных национальностей. Так после многолетнего перерыва, когда мусульмане Нижнего Новгорода были лишены возможности приобрести элементарные знания об Исламе, начальное мусульманское образование в Нижегородской области вновь приобрело регулярный характер. В начале 1990-х гг. число учеников мактаба «Ихсан» достигало 40 человек. В возрождение духовного образования внесли свой неоценимый вклад сильные духом, полные энергии и искреннего желания вернуть мусульманам возможность получать знания имамы, хазраты и мударрисы. Все понимали, что для мечетей Нижегородской области нужны были имамы и имам-хатыбы, чтобы руководить приходами и обучать мусульман основам Ислама. Для этого было принято решение открыть медресе. История Нижегородского исламского медресе «Махинур», фундамент которого был заложен еще в 1990 году, неразрывно связана с именем первого председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова. Уйдя из жизни 7 ноября 2020 года, Умар-хазрат оставил после себя неподражаемый пример верности своей религии, целеустремленности, несгибаемого характера, а также огромный вклад в возрождение духовного образования на Нижегородчине. Он стал первым преподавателем медресе «Махинур», и всю жизнь был учителем для прихожан, объединившим в себе знания, жизненную мудрость и традиции народа.
Из числа первых преподавателей медресе были Ахмет-хужа Озкарабюбер, Нурулла-кари Исмаилов, С. Б. Сенюткин. Среди первых преподавателей воскресной школы при мечети были Хюсейн Орен, Кярим Кючук, Рустам Батров и Нурсяня-ханум Измайлова. Первыми студентами медресе «Махинур» были люди разного возраста, начиная от молодежи и заканчивая пожилыми. Стены медресе объединили их всех: преподавателей и студентов, молодых и старых, с одной общей целью – изучать и распространять знания об Исламе. Сегодня мусульмане нуждаются в пропаганде религиозного образования, несмотря на большое количество учебных заведений. А в то время медресе были переполнены учащимися, они были полны искреннего желания и сильного стремления учиться Исламу, несмотря на многие трудности.
Учебная программа медресе в первые годы обучения состояла только из религиозных дисциплин, что было обычной практикой во многих медресе в начале девяностых. Изучались Коран, хадисы, акида, фикх, тафсир, история пророков. Но уже к концу девяностых годов, вернувшийся после учебы в досточтимой Мекке, Дамир–хазрат Мухетдинов зарегистрировал медресе в органах Министерства юстиции, возглавил его в качестве официального директора и начал создание такой учебной программы, которая, помимо религиозных дисциплин, включала бы и светские предметы. С 2001 года стандарт светских дисциплин Нижегородского исламского медресе «Махинур» полностью соответствует государственным стандартам среднего профессионального образования. Это достижение позволило впоследствии успешно решить многие проблемы. В частности, в 2001 году медресе «Махинур» получило лицензию Департамента образования Нижегородской области. Инициатива Дамир–хазрата Мухетдинова не была новшеством, а являлась своего рода реализацией идеи, предложенной нижегородскими татарскими учеными еще в девятнадцатом веке. Такая преемственность в совокупности с адаптацией к реалиям современности и использованием новейших достижений – залог успеха в любом деле, не только в сфере образования. Перед руководителями и преподавателями новых исламских учебных заведений стояла важная актуальная задача – не просто дать знания об Исламе, а воспитать новое поколение образованных мусульман, которых бы отличал высокий уровень нравственности, верность своему народу и активная жизненная позиция как гражданина.
|