ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМНО
 
 
РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ
 
04.06.2023
Фаджр 01:33
Восход 3:23
Зенит 12:04
Зухр 12:30
Аср 17:20
Магриб 20:44
Иша 22:14
Скачать расписание [PDF]
г. Н. Новгород г. Сергач
 

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости


22-10-2022 С 31 октября по 6 ноября 2022 года в Нижнем Новгороде пройдет цикл мероприятий «Дни исламской культуры, науки и образования», приуроченный к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии.
 

09-04-2022 В Московском исламском институте открывается аспирантура

29-09-2022 Нижегородский исламский институт имени Хусаина Фаизханова объявляет набор на очередные дополнительные общеобразовательные курсы 2022/23

 

 
 
   

Репортажи

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповеди


05-04-222 О достоинствах сухура. Проповедь
 

Дружба в Исламе
 


Отношение к родным в Исламе

 
 
30-12-05 Выживут ли мусульмане России в 2006 году?!

Дамир-хазрат МухетдиновГод 2005 стал для мусульман Нижегородской области годом богатым на события: в Нижнем прошли федеральный Сабантуй, Всероссийский мусульманский форум и многие другие знаменательные мероприятия. Некоторые проекты и инициативы нижегородских татар-мусульман вызвали столь широкий резонанс в СМИ, что стороннему наблюдателю порой уже трудно разобраться, в чем же истинный смысл тех или иных событий.
О том, что вынесли мусульмане из 2005 года, и чего стоит ждать от будущего года, рассказывает руководитель аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов.

Этот год мы начинали как год татарской культуры в Нижегородской области, и поэтому все первые мероприятия, которые мы провели, были связаны с объединением татарской нации, с возрождением татарской культуры и традиций. Это и проведение пятого юбилейного всероссийского Сабантуя, и организация Второго Всероссийского съезда нижегородских татар, который стал действительно знаковым событием, потому что на нем нижегородские татары еще раз подтвердили, что татары — одна нация, единый народ с общей историей, общими корнями, и что мы готовы к отстаиванию наших общих интересов.

На съезде были подведены такие итоги 15 лет существования татарского общественного движения, как — получение собственного здания, регистрация своей газеты, которая освещает жизнь татар-мусульман, издание альманаха, журнала «Минарет», создание информационного Интернет-портала нижегородских татар www.nizgar.ru. Примечательно, что все эти проекты, появившиеся при участии автономии татар и ДУМНО, не пропали на первом году существования, как предрекали недоброжелатели. Слава Всевышнему, все эти проекты оказались востребованными и жизнестойкими.

— Жизнь мусульманской уммы и татарской общины области тесно переплетены, тем не менее расскажите, пожалуйста, о том, что нового принес этот год нижегородским мусульманам? Войдет ли он в историю российских мусульман?

— Думаю, не будет слишком самонадеянно сказать, что войдет, и в первую очередь он запомнится первым в новейшей истории Всероссийским мусульманским форумом. Мусульмане области приняли активное участие в выборных процессах.

Важно, что в этом году нижегородские мусульмане наконец пришли к созданию полного цикла мусульманского образования. Я имею в виду регистрацию Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова. Я лично очень рад, что личность этого ученого 150 лет назад трудившегося во благо российских мусульман, нашла достойное признание, благодарность. Два года назад мало кто вообще знал о Хусаине Фаизханове. Сегодня существует медресе его имени, институт, сборник статей по результатам ежегодной конференции «Фаизхановские чтения», готовится переиздание его наследия.

Мы начали год с празднования пятилетия программы «Исламские исследования», существующей при ННГУ, а с началом учебного года заработала президентская программа, в рамках которой восемь нижегородцев, рекомендованных ДУМНО, уже получают образование в лучших вузах страны.

Другим достижением стало появление мусульманских общин в крупных городах области — в Арзамасе, на Бору. Вообще, за последние годы мы отошли от того, что община выстраивалась преимущественно на селе. Во многом в силу того, что село сегодня, к несчастью, вымирает.

Как я уже сказал, в этом году оформилась мусульманская община в г. Арзамас. Состоялась закладка второй мечети в Дзержинске. Готовится строительство в Нижнем Исламского культурного центра. С мертвой точки сдвинулся вопрос о строительстве института. Мы также планируем в следующем году начать строительство в городе четвертой мечети — в Канавинском районе. Появление в этом районе мечети сегодня является жизненно важным вопросом: треть детей в детских садах и школах Канавина и Автозавода — дети мигрантов. При этой мечети, кстати, планируем открыть центр по защите прав и свобод мусульман.

Так что, если будет на то воля Всевышнего, в следующем году город станет свидетелем того, как мусульманская община будет жить этими крупными проектами.

— На протяжении всего 2005 года активно обсуждалась возможность создания в Нижнем Новгороде миграционного центра. Возможно, он мог бы помочь решить проблему интеграции приезжих мусульман?

— Миграционный центр нам сегодня, бесспорно, нужен. Если мы не предпримем срочных шагов по окультуриванию, адаптации приезжих, то непременно получим рост межэтнической напряженности.

Мы уже запустили проект открытия миграционного центра в Канавинском районе. В его реализации активно сотрудничаем с МВД, и верю, уже в ближайшее время это наше начинание принесет ощутимые плоды.

То, что с мигрантами–мусульманами необходимо работать, — однозначный факт. Работать, строя новые мечети, исламские культурные центры, привлекая их к образовательной деятельности. В советские времена это очень грамотно идеологически делалось — «вводились» советские поэты, которых любила вся страна, например Расул Гамзатов, популяризировались песни типа «Уч кудук». Через поэзию, песни, фильмы люди любили Восток, тот же Кавказ, Узбекистан. Воспринимали все это как свое, родное. Сегодня осталась только меркантильная сторона: мигранты приезжают сюда в поисках лучшей жизни, не интересуются культурой, сами не знают своей национальной культуры. О мигрантах Президент, министры заявили, что если мы хотим, чтобы нам было из чего платить пенсии, нам нужны мигранты, нужен демографический баланс. Поэтому просто необходимо строить центры, которые способствовали бы стабилизации ситуации с мигрантами. В противном случае, боюсь, фашистские настроения, число убийств и избиений иностранных студентов, будет только расти.

На днях в Нижнем избили малазийских студентов, и оказывается, что арабов и выходцев из других мусульманских стран бьют постоянно, просто они находят силы и терпение сами как-то справляться с этой агрессией.

Россия не может изолировать себя от мусульманского мира. Посмотрите: большинство стран, с которыми мы граничим, — мусульманские страны. А братская Украина, страны Прибалтики, православная Грузия, Армения, Румыния, Болгария — все «кинули» Россию-матушку. И в результате она опять осталась с кем? С татарами, башкирами, киргизами и узбеками. Вот это наш внутренний потенциал, которым нужно дорожить, который нужно развивать, а мы почему-то напротив учим наших детей, что это враги, чужаки, которые хотят нас ограбить, выгнать с рабочих мест. Это же неправильно.

— Мечети, миграционные центры, исламский культурный комплекс… А откуда средства на все это грандиозное строительство?

— Мир не без добрых людей. Всегда находятся благородные верующие люди, которые осознают, что нужно поддерживать мир и стабильность. Вообще главным достижением деятельности ДУМНО можно считать сохранение мира и стабильности в нашем регионе.

В течение этого года и всех предыдущих лет нижегородские мусульмане не призывали к насилию, вандализму, а более того всеми силами противостояли всем негативным тенденциям.

— Некоторые нижегородские СМИ уже обвинили ДУМНО в том, что если Исламский банк развития выделит деньги на строительство института, то потом придется эти деньги «отрабатывать».

— Во все времена и храмы и мечети строились на деньги благодетелей из Аравии, Ирана, Турции и других стран. Мы же не говорим, что если американцы или европейцы финансируют строительство христианских храмов, то им придется потом эти деньги «отрабатывать». Помощь настоящего мусульманина безвозмездна. Нас никто за 15 лет не заставил отрабатывать. Например, на Автозаводе у нас есть пансионат «Волга», который помогали создавать турки. Он функционирует, и никто нас ни к чему не обязывает.

— Вы говорите, что Всероссийский мусульманский форум — одно из главных событий уходящего. Каковы итоги форума?

Форум показал, что в мусульманской умме идут очень непростые процессы. Мусульмане всегда трудно объединялись. Так, в 1905 году, когда в Нижнем Новгороде нелегально проходил I Всероссийский мусульманский съезд, не все регионы были на нем представлены, но в 1906 году 900 человек собрались уже легально здесь же, в Нижнем Новгороде, и более 30 мусульман стали депутатами I Государственной думы, была образована мусульманская фракция. Думаю, что мусульмане в регионах созрели до осознания необходимости объединения, поняли, что только в едином порыве можем мы отстоять свои законные права.

— На ваш взгляд, права мусульман в России ущемляются?

Под законным правом я имею в виду в первую очередь принцип светскости государства. То, что РПЦ или другие конфессии (те же мусульмане в мусульманских регионах) активно входят в школы, в армию, нарушая при этом конституционный принцип светскости, ни к чему хорошему не приведет. Мы почему-то поддерживаем французское правительство, запретившее мусульманкам носить в школе хиджаб, но когда то же самое распространяется на Россию, мы в очередной раз слышим обвинения в исламизме, ваххабизме. Коммунисты призывает к установлению коммунистического строя, монархисты — к созданию монархии. Почему если мусульмане заговорили о вице-президентстве, их сразу называют исламистами?

Посмотрите на ту же Америку. Американцы пришли к тому, чтобы сделать более политкорректными названия «рождественская елка» или «рождественские каникулы». Теперь это просто «праздничная елка». У нас же, как только выступаешь с подобными предложениями, сразу вешается ярлык: исламист. Общество не хочет, боится обсуждать эти моменты, но если все это не обсуждать конфликт выльется наружу.

— В принципе высказывания некоторых мусульманских лидеров по поводу уместности или неуместности православных крестов на российском гербе, на ваш взгляд, тоже высказывание «политкорректных предложений»?

В своем интервью Информационному агентству REGNUM я сразу же высказал свою позицию по этому вопросу, правда, потом мои слова по-разному передергивали и псевдоцитировали. Я сказал тогда и повторю сейчас, что еще не время ставить в резкой форме вопрос об исключении христианских символов из российского герба. Общество — прежде всего православные граждане и мусульмане — само должно созреть до того, чтобы возродить в себе толерантность, политкорректность.

Ни один мусульманин, ни Нафигулла-хазрат Аширов, ни я, не предлагали изменить этой символики. Мы высказали свое мнение по поводу того, как мог бы выглядеть герб в нашем многонациональном светском государстве. Будучи полноценными гражданами нашего государства, мы имеем право высказывать свои мысли.

Вообще, основная мысль, которую я хотел бы донести, — это что в татарах живет страх перед ассимиляцией и насильственным крещением, он сидит на подсознательном уровне, сидит глубоко и давно — еще со времен взятия Казани и насильственной христианизации. В татарских деревнях старики-мусульмане считают, что нельзя есть щуку только на том основании, что у нее на переносице узор, похожий на изображение креста, они зашивают ковры, если на них есть пересечение линий, образующее кресты.

На первый взгляд, это граничит с маразмом, но надо понять, что страх перед возвратом к старому — к насильственной христианизации, выкорчевыванию всего национального, религиозного, родного, болезненно воспринимается татарским обществом, так же как мы болезненно воспринимаем тот факт, что в светских учебных заведениях — в академии МВД Нижегородской области, в школах и университетах — там, где раньше висели цитаты из Маркса и Энгельса, Пушкина и Толстого появляются кресты и строки из Библии. Товарищи, ну это же светское государство!

Или давайте соблюдать равноправие: там, где есть церковь, построим небольшую мечеть пропорционально числу верующих. Большая церковь, рядом маленькая мечеть или хотя бы молельная комната. Есть магазинчик по продаже церковной утвари, давайте поспособствуем, чтобы рядом был такой же магазинчик по продаже мусульманской литературы.

Монополия никогда ни к чему хорошему не приводила. Если уж разговор идет о конкуренции за души, давайте тогда в равных условиях конкурировать за эти души, а не вешать друг на друга ярлыки и не обращаться в органы ФСБ или к «здоровым силам общества», которые должны начать «мочиловку» неугодных для кого-то организаций, идеологов и деятелей.

— Кстати о здоровой и нездоровой конкуренции: чем закончился конфликт, вдруг вспыхнувший в конце этого года между Нижегородской епархией и ДУМНО?

Слава Богу, конфликта как такового нет, потому что нет ни одного официального обращения лично епископа или Умар-хазрата. Есть некие идеологические ноты протеста, которые, я считаю, разрешимы, и мусульмане делали и постоянно делают шаги, направленные на сближение, межконфессиональный и межнациональный мир. И то, что к Рождеству Христову нижегородские мусульмане издадут книгу, посвященную светлой памяти блаженно митрополита Николая, и что в предпраздничные дни католического рождества и Хануки уже вышла книга «Диалог цивилизаций» и готовятся другие проекты той же тематики, говорит о том, что нижегордские мусульмане, мусульмане России настроены только на конструктивный диалог.

— А не был ли нижегородский «неконфликт» отголоском событий, происходящих на общероссийском уровне? Я имею в виду книгу Силантьева и заявления ДУМНО о необходимости выхода мусульманских организаций из Межрелигиозного совета России?

С выходом книги Р. Силантьева, бесспорно, обнажились глубокие идеологические и иные противоречия в межконфессиональных отношениях в нашем государстве. Факт издания этой книги только подтвердил то, о чем уже не раз говорил Умар-хазрат: у нас в стране нет истинного диалога и соработничества между конфессиями, даже в рамках Межрелигиозного совета.

Мы получили от наших партнеров, братьев подлый удар в спину. К празднику Ураза-байрам, ко Дню единства братья православные преподнесли нам вот такой подарочек.

— Почему, на ваш взгляд, эта книга появилась именно в этот момент? Каков вообще истинный смысл ее появления?

Думаю, это чистой воды провокация. Бесспорно, она была написана с самым злым умыслом. О выходе книги прекрасно были осведомлены в ОВЦС у митрополита Кирилла. Фактически ее и благословили, и презентовали в религиозных организациях. Из мусульманских деятелей ее поддержали Фарид Салман и господин Хузин, которые, как известно, имеют самые тесные отношения с РПЦ. Считаю, что все это самая настоящая провокация, цель которой — проверить, как мусульманская общественность сможет среагировать на возможные такие же провокации в будущем.

— И что показал этот эксперимент?

Мусульмане плохо среагировали, не достаточно сильно. Муфтии Равиль-хазрат Гайнутдин, Талгат-хазрат Таджутдин заявили только о возможном приостановлении членства в Межрелигиозном совете. Я считаю, что здесь дело пахнет прокуратурой. Вот если бы муфтии России дружно собрались и подали в суд свое коллективное заявление о том, что их, а в их лице и всех мусульман России, фактически оскорбили, вот это была бы нормальная, здоровая реакция. А просто так: вы там похулиганили, мы на вас обидимся — это детский лепет. Мусульман спровоцировали и увидели, что если в дальнейшем РПЦ будет проводить какие-то свои проекты, то мусульмане, как и весь наш народ, готовы проглотить очередную провокацию.

Православные сановники ездят в Йемен, в другие мусульманские страны, Президент говорит о поддержке исламского мира. Между тем, какой регион ни возьми, настоящего диалога конфессий нет, везде непростые отношения. То, что Президент, как гарант Конституции, говорит такие слова, бесспорно, очень обнадеживает и радует. Но, как я уже в одном интервью говорил, политкорректность мусульманских лидеров в лице Шаймиева, Рахимова и прочих, с одной стороны способствует становлению гражданского общества, с другой — ведут к тому, что мусульмане теряют свои позиции и более того становятся предметом насмешек артистов, журналистов, которые время от времени пишут о всемирном заговоре исламистов, снимают пошлые фильмы, закладывающие на подсознание граждан идею «свой — чужой» о том, что придут мигранты, которые хотят насилие. И весь этот негатив через поп-культуру формирует взгляды подрастающего поколения. Раньше страшилкой была Золотая Орда, но сейчас, слава Богу, отечественные историки ее развенчали, сказав, что Золотая Орда была одним из прекраснейших периодов развития русского государства, крайне способствовавший становлению государственности, экономики, объединению россиян, и, прежде всего православной культуры — зодчества и прочего. Сегодня создается новая страшилка в лице мусульманских террористов и экстремистов.

— Совет улемов, с инициативой создания которого выступило в этом году ДУМНО, мог бы помочь мусульманам лучше отреагировать на эту книгу и подобные провокации?

Совет улемов мог бы помочь решить эту и многие другие проблемы. Верю, что в 2006 году все мусульмане России поймут важность и необходимость этой организации.

Те проблемы, которые решал Совет улемов 80 лет назад, по сей день не решены: нет стройной системы высшего образования, подготовки кадров, адекватных учебников.

В условиях, когда нет ни канонического, ни фактического единства российских мусульмане, мы не сможем долго существовать. Автономно, каждый сам за себя, без единого центра мы в новых реалиях не сможем сохранить свои позиции ни в культурной, ни в национальной, ни в политической жизни нашего общества.

Грамотные, богобоязненные, образованные представители светского исламоведения, востоковедения, а также религиозные деятели, богословы должны взять на себя ответственность подготовки программы интеграции российских мусульман к новым условиям жизни. А новые реалии — это прежде всего секуляризация общества, отход от духовного. Выработать механизмы того, как, оставаясь мусульманином, быть образованным, современным человеком, — это тоже очень важная задача, решить которую сможет только совет мусульманских ученых.

— Дамир-хазрат, о каких еще событиях, достижениях ушедшего года вы хотели бы рассказать?

В этом году при участии ДУМНО издано более 50 книг. Среди ярких событий уходящего года: 60-летие победы, 1000-летие Казани, столетие первого всероссийского мусульманского съезда, 90-детие Нижегородской Соборной мечети. Во всех этих событиях нижегородские мусульмане приняли активнейшее участие не просто на уровне обмена поздравлениями или физического участия. К каждому юбилею был создан продукт в виде изданной книги, проведенного семинар. А та же книга, как известно, живет в среднем 200 лет, каждая конференция дает новый толчок научной мысли целого поколения.

— Помимо выпуска книг важно и грамотное освещение жизни уммы, общества в целом. В последнее время ДУМНО выступило с целым рядом заявлений о том, что нижегородские СМИ неграмотно освещают те или иные события. Действительно ли нужно обращать внимания на все подобные выпады. Быть может духовное управление должно быть выше этого?

Грамотность в освещении «мусульманского вопроса» очень важна. Халатное отношение к подобным вопросам чревато искажением истины и формированием в глазах общественности ложного представления об Исламе.

Во всех выступлениях представителей силовых ведомств говорится, что главная задача силовых структур — защита от террористических актов и прочего. Но ведь акты агрессии нужно не по следам устранять, а превентивными мерами. Между тем органы ФСБ, УВД, к сожалению, не всегда адекватно освещают свою деятельность. Так, например, после задержания тех же членов «Хизб ут-Тахрир» все СМИ Нижегородской области заявили, что была задержана «ваххабитская организация “Хизб ут-Тахрир”». Товарищи, между «Хизб ут-Тахрир» и ваххабизмом нет ничего общего! Это совершенно разные политические течения. В сегодняшней ситуации во избежание подобного и во имя предотвращения любой угрозы ФСБ, УВД, Духовное управление мусульман, национальные автономии должны работать, сотрудничая друг с другом на благо общества и государства. Мы союзники, у нас общая Родина. Мы здесь живем восемь столетий.

Пожалуй, чтобы охватить все насущные проблемы мусульманской уммы и российского общества в целом мало одного интервью. Благодарю вас, Дамир-хазрат!

— Если будет на то воля Всевышнего, это не последняя наша газета и не последнее интервью. С праздниками вас, уважаемые читатели: с Курбан-байрамом, Ханукой, Рождеством и Новым годом! Всего Вам самого доброго! Мира вам и милости Всевышнего!

Большие фотографии Дамир-хазрата Мухетдинова смотрите здесь.
 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.