28-12-05 Наше приглашение к диалогу осталось неуслышанным епархией
19
декабря ДУМНО отправило в Нижегородскую
епархию РПЦ открытое письмо с «приглашением
к спокойному разговору с осмыслением
взаимных ошибок». К сожалению, это
письмо и наш призыв, решить проблему,
обойдясь без публичности, остались
неуслышанными.
Мы со своей стороны всегда были готовы к
диалогу и сделали все, чтобы не допустить
дальнейшего развития конфликтной ситуации,
в доказательство чего публикуем текст
нашего открытого письма к Нижегородской
епархии РПЦ. Хотя, видит Бог, мы с
удовольствием и благоговением вспоминаем
те времена, когда Умар-хазрат и
нижегородские епископы решали все вопросы
в мирной и дружеской беседе.
«С
удивлением и недоумением Духовное
управление мусульман Нижегородской
области узнало об официальном заявлении,
размещенном на сайте Нижегородской епархии
РПЦ, в котором наше Духовное управление
обвиняется в «провокационных заявлениях,
направленных на разжигание
межнациональной и межконфессиональной
вражды» в нашей области. Не полагаясь на
собственную память, мы просмотрели все наши
заявления, опубликованные в газете
Духовного управления и Интернете, чтобы
попытаться самим узнать, что же именно
могло подвигнуть уважаемое руководство
епархии выступить с таким странным и
безапелляционным обвинением. К счастью, ни
мы, ни специально приглашенные нами
журналисты не обнаружили в наших
официальных текстах ничего
противозаконного, нарушающего Конституцию
РФ и законодательство нашей страны, равно
как и никаких антихристианских выпадов.
Этого и не могло быть по определению:
Духовное управление мусульман
Нижегородской области изначально
создавалось как выразитель интересов
общины, в течение многих веков проживающей
на нашей общей родине абсолютно
бесконфликтно и в полном согласии с
представителями всех наций и религий, и в
первую очередь – с православными
христианами. Именно этот постулат
многократно повторяется в наших заявлениях
и обращениях, книгах и статьях, и именно
принцип мирного и взаимоуважительного
добрососедства лежит в основе деятельности
Духовного управления мусульман. Если бы
наша община и Духовное управление
исповедовали иные воззрения, не удалось бы
выжить ни нижегородским татарам, ни их
лидерам – мусульманским религиозным
деятелям, ибо «те, кто сеет ветер да пожнут
бурю» (Осии, 8:7).
Одним из
многих доказательств полной толерантности
как идеологического вектора Духовного
управления является достойное мемуаров
плодотворное многолетнее соработничество
и личная дружба покойного митрополита
Нижегородского и Арзамасского Николая и
председателя ДУМНО Умар-хазрата Идрисова.
Назвать чувства этих искренне верующих
религиозных лидеров «братскими» нельзя по
одной причине – в силу возраста
митрополита Умар-хазрат всегда относился к
нему так, как любящий сын к своему отцу.
Митрополита Николая по праву можно считать
духовным наставником лидеров мусульман, и
уроки нравственности этого бесстрашного и
призревшего земные блага человека могут и
должны объединять сотрудников
Нижегородской епархии и Духовного
управления мусульман. Конечно, нельзя
призвать в свидетели покойного, но хотя и
живых очевидцев нашей любви в Боге к
ушедшему митрополиту сыщется в достатке –
мы не нуждаемся в доказательстве
очевидного. Наши дела и наши слова,
сказанные невзирая на чины и лица, как учил
нас своим жизненным примером покойный
владыка – «да будет иметь сокровище на
небесах» (Лк, 18:22) он, выполнявший
предписанное его и нашим Учителем – лучшее
доказательство сказанному, и направлены
они только на достижение справедливости, но
не ради лукавства, или гордыни, или розни
между христианами и мусульманами.
Принцип,
на котором зиждется позиция Духовного
управления мусульман Нижегородчины в
отношении христиан и их лидеров, настолько
же прост и очевиден, насколько и неизменен,
т.к. базируется на словах Священного
Писания мусульман: «И поистине, ты узнаешь,
что наиболее близки в любви к правоверным –
те, которые говорят: "Мы – христиане",
ибо среди них есть иереи и монахи, и они – не
возгордившиеся» («Трапеза», 82). Этот принцип
не может нарушить не только ни один «из
представителей ДУМНО», но и ни один
грамотный и искренне верующий мусульманин.
Мы ждем, что и христиане должны
отталкиваться в своих мыслях и словах
исключительно от своего Писания, как то: «Всякий
возвышающий сам себя унижен будет, а
унижающий себя возвысится» (Лк, 14:11).
Уважаемые братья! Духовное управление
мусульман Нижегородской области, как и в
прежние годы, располагается по тому же
адресу и имеет всё тот же номер телефона,
который хорошо вам известен – это значит,
что предотвратить некую невнятность или
сумбурность в наших взаимоотношениях можно
было по-партнерски, не вынося сор на публику.
Не такой ли подход соответствует
Священному Писанию христиан: «Входя в дом,
приветствуйте его, говоря "мир дому сему";
и если дом будет достоин, то мир ваш придет
на него; если же не будет достоин, то мир ваш
к вам возвратится» (Мтф, 10:12-13)? Вы ещё не
узнали, «достоин ли наш дом мира», поскольку
ещё и не пришли к нему, и не сказали того, что
дóлжно, но уже призываете под свое
заявление «все здоровые силы общества»… Но
откуда знать, кто из нас более здоров или
болен? Пока в роли третейского судьи
выступает государство, оно требует от нас «обмена
мнениями, но только в режиме диалога:
например, в ходе "круглых столов",
других дискуссионных площадок», - как
заявили журналистам в Полномочном
представительстве президента РФ.
Не
только в Полпредстве президента считают,
что «надо встречаться, вести переговоры,
ведь за всеми этими вопросами – люди,
верующие, которые прислушиваются и не знают,
как им быть дальше. Мы выступаем за диалог,
за партнерство между представителями
исламской уммы и православной епархии,
потому что именно это всегда было залогом
развития и спокойствия нашего региона». Сам
президент России многократно высказывался
на этот счет, что, собственно, мы и пытались
показать читателям на нашем сайте и в наших
изданиях. Смеем взять на себя смелость и
напомнить братьям в епархии о том, что они
так же обещались присылать для публикации
свои материалы, рассказывающие мусульманам
о христианстве. Есть ли бóльшая
готовность среди представителей разных
конфессий печатать в своих неправославных
изданиях материалы о православии,
написанные и подписанные православными
иерархами, чем та, которую высказали и вновь
подтверждаем мы? Пока нет ответных шагов с
вашей стороны, мы сами просвещаем читателя
на этот счет так, как умеем – уж не
обессудьте: «"Господь Бог наш есть
Господь единый; и возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим, и всею душею
твоею… Возлюби ближнего твоего, как самого
себя": иной большей сих заповеди нет» (Мрк,
12:29-31).
Хоть
Нижегородская епархия РПЦ и не считает нас
«ближними своими», ибо «не возлюбила нас»,
зато патриарх Московский и Всея Руси
Алексий II на днях заявил, что «Русская
Православная Церковь всемерно
поддерживает межрелигиозный диалог внутри
России, будучи уверенной, что его основа –
желание жить в мире, уважая друг друга, –
непоколебима и бесспорна…, достойный ответ
на вызовы современности могут дать
исключительно последователи традиционных
религий, в первую очередь православные и
мусульмане, руководствующиеся
многовековыми духовными ценностями». Ему
вторит митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл, только что
побывавший с визитом в Йемене, и «отметивший
существующую в двух религиях общность
нравственных принципов, а также бережное
отношение к традициям и культурным
особенностям народов, исповедующих
православие и ислам…, две религиозные
общины могли бы совместно
свидетельствовать о необходимости мирного
сосуществования различных цивилизационных
укладов жизни». Это весьма отрадно, и
вселяет в нас надежду на то, что руководство
епархии всё же найдет способ решить миром
взаимоотношения с нижегородскими
мусульманами – представителям того самого
многомиллионного исламского мира, о
котором уважительно говорили уважаемые
патриарх и митрополит. Безусловно, мы не
навязываемся епархии в качестве «близких» -
но ведь и с «отвергнутыми» при желании
можно вести взаимоуважительный диалог,
было бы желание. И уж конечно, никто из
простых смертных не может заранее знать: не
сделается ли «отвергнутый камень главою
угла» (Мтф, 21:42)?
Уважаемые руководители епархии! В ответ на
ваше заявление мы вынуждены были
немедленно разместить ответное заявление
– таков современный устрой жизни. Однако
данное письмо, выстраданное нами в течение
этих пяти дней – не импульсивный призыв к
продолжению бессмысленных воззваний к
толпе, а искренний порыв и приглашение к
спокойному разговору с осмыслением
взаимных ошибок и недочетов.
Мир вам!
С уважением, Духовное
управление мусульман Нижегородской
области»
19 декабря 2005 г.
|