Тема даавата – исламского призыва – представляет на
сегодняшний день большой интерес для широкой мусульманской общественности России
и стран СНГ, поскольку оно является ключевым для понимания внутренних
эволюционных процессов исламского сообщества как в исторической ретроспективе,
так и в контексте современных политико-информационных процессов. Распространение
исламских знаний традиционно являлось эквивалентом духовного развития и на более
высоком организационном уровне вела к построению гармоничной исламской общины.
И
во все исторические эпохи залогом благополучия и внутренней силы уммы являлось
адекватное понимание Cвященного Корана и устроение нашей жизни согласно его
предписаниям. Правильное понимание теории и практики даавата на всем протяжение
исламской истории являлось важнейшим фактором сохранения благочестия и
духовно-интеллектуальной мобильности мусульман и потому требовала, с одной
стороны, глубоких познаний в религии и богословии, а с другой – призвана была
стать уделом наиболее достойных. Однако судьба российских мусульман в XX веке
сложилась так, что понятие «благочестия» и «правоверности» стали инструментами
фитны в руках тех, кто наделил себя монополией на истинный Ислам, а даават стал
символом агрессивной политической пропаганды.
Впрочем, такова судьба подавляющего числа мусульман
постсоветского пространства и в первую очередь – Центральной Азии. Сегодня
отдельные страны этого региона, такие как Кыргызстан, демонстрируют
принципиально новое понимание роли Ислама во внутренней и внешней политике, а
также в вопросах безопасности. И это, безусловно, позитивная тенденция. По этой
причине вопрос исламского призыва не может быть нивелирован, выброшен из
актуального политического сознания мусульман Евразии. Даават, как классический и
основополагающий институт исламской доктрины, инструмент внутренней стабилизации
уммы и развития вовне, должен получить качественное переосмысление в контексте
процессов духовного возрождения народов России и Средней Азии.
Из предисловия к новому номеру журнала
С электронной версией журнала «Минарет» Вы можете
ознакомиться на сайте Издательского дома «Медина».
IslamNN