Священный для нас месяц Рамадан в этом году начнется в
удивительный день — 1 сентября.
В этот день мы отправляем школьников на учебу, и потому он
стал сначала неофициально просто «днем первого звонка», «днем первоклашек», а
теперь уже и официально, на государственном уровне, Днем знаний. Но, увы, жизнь
внесла в этот радостный день трагическую ноту, ведь именно 1 сентября четыре
года назад был совершен теракт в школе осетинского города Беслан. А в начале
августа, как вы знаете, на ту же Осетию напал агрессор: войска режима Саакашвили
попытались уничтожить его…
Но сегодня мне хотелось бы поговорить вот о чем. Раньше мы
были в информационном вакууме относительно самого элементарного знания об
Исламе, а теперь нам нужно научиться связывать эти знания с той
действительностью, которая нас окружает. Иначе говоря — увязывать теорию с
жизнью. А это задача вовсе не легкая! Но вот именно в ней — творческое задание,
которое дает Создатель каждому разумному человеку.
А для чего же еще дан тебе разум, человек? Всевышний послал
Писание в виде Корана: читай его и изучай всю жизнь. Более того, выделяется
целый месяц в году, когда каждый мусульманин обязан заново перечитать, заново
прослушать его исполнение в мечетях и на меджлисах, в магнитофонных и
радиозаписях, в видео- и кинофильмах. Все мы помним, что эта Священная Книга
была ниспослана именно в месяц Рамадан.
Кто же из нас не помнит аят 185 из второй суры? «Рамадан —
месяц, в который ниспослан был Коран как руководство для людей и ясные
доказательства прямого пути и различения, — и вот, кто их вас застает этот
месяц, пусть проводит его в посту, а если кто болен или в пути, то пусть
(постится) то же число в другие дни. Аллах делает для вас облегчения, и не
желает для вас затруднения, и чтобы вы завершили (предписанное) число (дней), и
возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на правильный путь, — может быть, вы
будете благодарны!».
Так вот, вдумайтесь в понятие «аят» — это по-арабски не
только фрагмент из Корана, это «знак», «знамение». То есть некое послание от
Всевышнего Разума к разуму каждого из нас. В Коране неоднократно говорится, что
такие «аяты» рассыпаны буквально везде вокруг нас — в природе, в законах физики
и химии, в красотах окружающего нас мира… Вокруг нас, оказывается, огромная
книга знаков! И все события, происходящие с нами в жизни — и все чудесное и все
трагическое — все это «аяты», послания от Аллаха человеку.
Вот почему я и решил направить вашу мысль сегодня на
осмысление факта: почему наш пост начинается 1 сентября, в День знаний, в
печальную годовщину Беслана, в дни, когда еще дымятся руины Цхинвала… И я перед
вами — просто имам, вовсе не «истина в последней инстанции», и я как человек не
в силах дать ответы на все вопросы. Моя задача — призвать мусульман осуществить
свою миссию: быть общиной избранных людей, тех, кто идет прямым путем и
призывает других к правде, миру и добру, к довольству Аллаха.
Потому позвольте мне только поставить вопросы, разбудить в
вас творческое, духовно активное отношение к жизни!
Вопрос первый. За чьи деяния каждый из нас ответит перед
Судом Всевышнего? Вы скажете: ну, конечно, за свои собственные, в чем вопрос!
Тогда почему многие мусульмане, искренние и старательные, мыслями живут где-то
там, на Аравийском полуострове, среди песков и пальм, в VII веке нашей эры? Да,
читают Коран, хадисы, стараются во всем подражать соратникам, друзьям,
сподвижникам нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да
приветствует. Некоторые даже требуют, чтобы все одевались и питались, как в те
времена. И отворачиваются от XXI века.
Но разве может мусульманин жить не своей жизнью, в каком-то
прошедшем «золотом веке», витать мыслями далеко-далеко? А рядом, вокруг — одни
проблемы, много несчастий. Вот их-то и надо решать! Значит, на Суд к Всевышнему
мы пойдем не с отчетом об Абу Бакре, халифе Омаре — мир им и многим иным
сподвижникам Пророка! Мы с вами ответим за себя и за наш XXI век.
Второй вопрос. День Знаний — это хорошо. Но каких знаний?
Разве мусульманин слушается Аллаха, если разделяет знания на «духовные» и
«светские»? Нет, в Исламе такого разделения никогда не было. Ибо в глубине
каждой науки обнаруживается глубина и красота божественного замысла, план
Аллаха. Ботаник видит «аят Аллаха» в сложнейшей структуре цветка, астроном — в
бесподобном движении звезд, биолог потрясен многообразием видов и строением
животных… Все творения — это распахнутая перед нами книга аятов…
А разве мы доносим до наших детей, идущих в школы и вузы,
такое понимание мира, такое понимание знаний? А много ли среди нас подлинных
ученых, мусульмане? Где наши Авиценны XXI века? Почему в целом мусульманская
цивилизация, которая цвела и лидировала в первые века хиджры, размякла и
расслабилась? Мы согласились стать «старообрядцами-мечтателями», умиляющимися
своим прошлым… Но ведь надо работать на будущее и отвечать перед Богом не за
Авиценну! Позволю себе сделать такой вывод: нам нечего будет сказать в свою
защиту, если мы, мусульмане, не станем лидерами науки и производства в XXI веке.
Скажите, вы изучаете то, как рвутся вперед в этом
направлении наши собратья в Малайзии, в Иране, где на днях запустили первый
«исламский космический спутник»? Вы знаете, что в августе в Казани впервые в
истории прошли заседания Исламской Академии наук во главе с президентом Абдулом
Саламом Маджали? Да, местом ежегодной Всемирной научной конференции ИАК в 2008
году выбрана именно Казань. А что мы с вами знаем об этой организации? Скажу
коротко: Исламская Академия наук учреждена в октябре 1986 года и ныне объединяет
35 стран. «Наука для знаний, знания — для прогресса», — говорится в итоговой
декларации ежегодной Всемирной конференции 1999 года.
В День знаний мы призваны донести до своих детей, а еще и
до наших соседей-немусульман очень важные идеи и факты: в Исламе все целостно, и
нет разрыва и противопоставления знаний «мирских и духовных», алимы (ученые) —
это наследники пророков, весь мир для нас — открытая книга аятов. Все знания
должны служить Богу — то есть применяться на благо людям, и если уж обуздана
атомная энергия, то не для бомбардировок Хиросимы, а для прогресса!
Третий вопрос — трагичный, мне тяжело о нем говорить.
Начало Рамадана совпадает с днями памяти о жертвах Беслана, а тут еще и трагедия
осетин — живые раны на наших сердцах… Но будем мужественны и взглянем правде в
лицо. Да, 1 сентября 2004 года люди, считавшие себя мусульманами, захватили в
заложники целую школу с детьми и педагогами, переговоры не увенчались успехом,
последовала стрельба и взрывы… Неслыханное в истории человечества зверство,
моральное уродство… Нет слов… И как больно, что многие в мире восприняли это как
свидетельство «агрессивности Ислама» и назвали «исламскими террористами» тех
преступников! Да разве можно ставить рядом два таких слова: Ислам и терроризм,
Ислам и агрессия?!
Но разве мы сами, мусульмане России и мира, не виновны в
том невежестве, которое воцарилось в умах той гневной молодежи, что идет на
джихад, объявленный непонятно кем, без исламских правил и знаний?
Мы сегодня исследуем корни тех ужасных событий и приходим к
выводу: мусульманской молодежью во многих точках планеты умело манипулируют
спецслужбы Запада. А если это так, то почему мы допускаем, что наша молодежь
столь наивна и неграмотна и в Исламе и в современных политтехнологиях, что ее по
жизни направляют не мудрые знатоки Ислама, а хитрые агенты типа Лоуренса
Аравийского? Почему до сих пор у нас подпольно орудуют англосаксонские
разведчики и диверсанты, умело сваливающие вину за мировой терроризм то на
мифического и неуловимого Усаму бен Ладена, то на «отморозков» с Кавказа? Не
секрет, что «эмирами» многих «джамаатов» нередко становились уголовники, «воры в
законе». Какой же там Ислам?!
Но вот теперь — горькая судьба осетин. Развернувшаяся у нас
на глазах попытка в третий раз за последние сто лет стереть этот народ с карты
Кавказа. Геноцид со стороны грузин вспыхивал и в 1920-е, и в 1990-е годы, и в
августе 2008-го. Стыдно нам всем — мы смотрели сквозь пальцы, молчали, занятые
своими делами. А тут Саакашвили, ставленник США, довел дремавший вулкан
национализма с его лозунгом «Грузия для грузин!» до бомбардировок ночного
мирного города. Перед этим выступил по ТВ с речами о мире и любви к осетинам.
Направил — впервые в истории человечества! — огонь своих миротворческих сил
против миротворцев из России. Стрелял по людям, укрывшимся в храмах, стрелял из
храма. Бросил своих солдат и не забирал трупы погибших…
Вы помните, что малый народ Осетии — наполовину мусульмане,
а наполовину православные? А на флагах Грузии пять красных крестов, символы
Христианства. И вот под этими крестами на осетин двигалась верная смерть. Что мы
теперь скажем тем, кто вопил об агрессивности Ислама после Беслана? Что
«православные Грузии под православными знаменами» напали на Цхинвал? А разве это
не так! И теперь мы должны говорить о «православном, христианском экстремизме,
терроризме, геноциде»?
Убереги Аллах от такой ошибки и от жажды низкой мести —
мусульмане не скажут такого! Ведь мы читаем Коран и знаем, кто такие христиане:
«ахль аль-Китаб», «люди Священного Писания», среди них много богобоязненных, они
наши братья по авраамической вере, они чтят общих с нами пророков от Ибрахима,
Мусы вплоть до Исы, мир им! Да, между нами немало богословских и ритуальных
различий, но мусульмане веками жили мирно с «людьми Писания», а кто пытался их
стравливать, выходил за рамки религии.
Мусульмане были в Осетии в самые горячие дни: муфтий
Северной Осетии Али-хаджи Евтеев мужественно вдохновлял единоверцев в самом
Цхинвале уже с 10 августа, там сражались мусульмане в российской армии и в
осетинском ополчении, храбро проявил себя чеченский батальон «Восток», делегация
Совета муфтиев России прибыла 14 августа. Потрясающие слова были сказаны
епископом Аланской епархии Православной церкви Георгием: «Когда православные
грузины убивали наших детей и женщин, мусульмане сражались за нас!» Дамир
Мухетдинов в знак сочувствия и мирного сотрудничества подарил епископу Коран. В
Южной Осетии будет зарегистрирована мусульманская община.
Итак, вот с такими мыслями и чувствами мы вступаем в
Священный месяц Рамадан. Обращаясь к Аллаху, постясь по Его наказу, насыщаясь
Его Книгой, давайте сделаем этот наступающий месяц временем мира, очищения от
грехов, углубления знаний, максимальных усилий, чтобы никогда более не
повторились трагедии Беслана и Цхинвала. А для того нужна крепкая спайка таких
компонентов: подлинных знаний об Исламе и о мире, в который нас послал
Создатель, осознание «аятов XXI века», миротворческая мудрость и сила.
И да поможет нам в этом Аллах Всемогущий! Амин.
Умар-хазрат Идрисов,
председатель Духовного управления мусульман Нижегородской
области
Материал опубликован в еженедельной
всероссийской газете "Медина аль-Ислам",
№28 (77) 1-7 сентября 2008 г.