08-05-07 Мусульмане России: «восстановительный визит» в Узбекистан завершён!
Российские мусульмане нанесли визит в Узбекистан с 29
апреля по 4 мая 2007 года. Делегацию возглавил председатель Духовного ДУМНО У.
Идрисов. Организаторами поездки выступили Фонд им. Марджани, который
представляла этнолог и политолог Г. Хизриева, и Фонд им. Абу-Ханифы, который
представлял культуролог Дж. Маркус. По словам руководителя аппарата ДУМНО Д.
Мухетдинова, «целью поездки было восстановление утраченных за последние
пятнадцать лет мусульманских братских связей с единоверцами Узбекистан, а также
развитие сотрудничества с татарскими организациями и учёными-востоковедами».
Сам же визит был приурочен к юбилейной дате: 20 лет назад в
медресе «Мир Араб» в Бухаре, а затем и в Исламском институте Ташкента будущий
глава мусульман Нижегородчины получал исламское образование.
В ходе визита состоялось много официальных и дружеских
встреч, положивших начало будущему сотрудничеству.
29 апреля прошла встреча с представителями татарской общины
города во главе с выдающимся общественным и государственным деятелем Узбекской
ССР Римом Абдуловичем Гиниятуллиным, являющимся ныне Председателем Совета
старейшин Общественного культурно-просветительского центра Узбекистана, а также
членом Совета Башкирского культурного центра Узбекистана. С ним достигнута
договоренность о сотрудничестве в сфере изучения татарской общины Узбекистана и
поддержки ветеранов, среди которых, к примеру, оказались дочь первого имама
Нижегородской соборной мечети Шахимардана Ильясова — Алия-апа, а также дочь
третьего имама Московской соборной мечети Абдулвадуда Фаттахетдинова —
Марва-апа. Эти известные имамы спаслись от сталинских репрессий и неминуемой
гибели в 1930-ые годы в Ташкенте.
В этот же день Рим-абы пригласил гостей на торжественные
меджлисы, один из которых был посвящен завершению хаджа его товарища Асатуллы, а
другой — 70-летию Вице-президента Узбекской ССР. Затем он показал гостям из
России грандиозную стройку — обновляющийся религиозный центр Ташкента
Хазрати-Имом. Эта работа ведется в связи с избранием Ташкента «столицей мировой
исламской культуры» в 2007 году.
Следующая встреча была не менее содержательной и
впечатляющей: Анвар Мирзо Юнусович Хусаинов со своим сыном Аламом лично провели
россиян по Музею Тамерлана, созданному в 1996 году, в Год Тамерлана,
объявленного на весь мир ЮНЕСКО. Сам Анвар Мирзо — известный не только в
Узбекистане, но и в Москве деятель науки и культуры. Также он возглавляет Совет
директоров Московского образовательного общества содействия социальной и
культурной адаптации мигрантов из Узбекистана. Его особый интерес вызвал рассказ
о создании вокруг ДУМНО татарской и азербайджанской культурных автономий,
способствующих консолидации мусульманских этносов в России, их адаптации,
правозащите и развитию.
30 апреля состоялась историческая встреча с главой
мусульман Республики — Муфтием Усманханом Алимовым, который в тот же вечер
пригласил гостей на торжественный ужин к себе домой. Это был первый день работы
нового офиса в только что открытом здании Муфтията Узбекистана на Хазрати-Имом.
Итогом этой встречи станут разнообразные совместные проекты мусульман двух
союзнических государств.

В тот же день был нанесен визит в основанный Президентом
Узбекистана Исламом Каримовым Ташкентский исламский университет. Ректор
Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Д. Мухетдинов провел здесь
встречу с ректором ТИУ. С ним и другими представителями образовательных
учреждений Ташкента была достигнута договоренность о поставках выпускаемых
Издательским домом «Медина» книг по богословию на русском языке. С деканом ТИУ
профессором Саид Акбаром Агзамходжаевым уже ведется работа (его статья
«История
и философия ислама» была опубликована в 4-м номере альманаха «Ислам в
современном мире»), а 3 года
назад здесь была набрана первая русскоязычная группа студентов. Накануне визита
россиян 28 апреля здесь прошел студенческий Форум, посвященный роли Ташкента в
2007 году как столицы исламской культуры мира.

Затем россияне посетили тот самый Ташкентский исламский
институт имени имама Аль-Бухари, где 20 лет назад учились Умар Идрисов и
нынешний глава мусульман Узбекистана. Гостей встречал ректор Абдукаюм Азимов. Он
пригласил представителей делегации в специальный класс своего института, где
готовят хафизов, то есть помнящих весь Коран наизусть.
Визит вежливости к митрополиту Русской Православной церкви
Владимиру не состоялся лишь по причине отсутствия этого видного деятеля
межконфессионального диалога в Ташкенте.
В следующие дни состоялись встречи с
представителями рода
Бабахановых, потомственными служителями Ислама, науки и узбекской культуры.
Преследуемые в годы сталинских репрессий, они дали Узбекистану возможность стать
очагом возрождения мусульманских организаций СССР в годы Второй Мировой войны.
Именно в их доме в Ташкенте в военном 1943 году прошел учредительный курултай САДУМ — Духовного Управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Эта
организация стала не только центром религиозной жизни внутри страны, но и
«визитной карточкой» Ислама в СССР на международной арене. Во главе возрождения
встал Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан — его провозгласили Председателем САДУМ и
первым муфтием пяти республик региона.
Россиян пригласили принять участие в изучении и пропаганде
наследия рода Бабахановых, а также в международной конференции, намеченной на
август в Ташкенте. В свою очередь, двое молодых ученых из рода Бабахановых были
приглашены на
Конференцию молодых исламоведов и тюркологов, которая должна
пройти 14 мая в Нижнем Новгороде. Визит к старейшине этого рода Суфие-хон через
три дня завершил это удивительное знакомство: поколения мусульман протягивают
друг другу руку помощи и поддерживают свою молодежь на пути знания и веры.
2 и 3 мая были посвящены визиту к древним святыням Ислама в
Бухаре и Самарканде. Сразу с вокзала россияне отправились в духовный центр шейха Бахауддина Накшбанди, затем в крепость эмира Бухары и, наконец, в Джума-мечеть и
в медресе «Мир-и-Араб», где учились многие деятели современного мусульманства,
включая муфтия Узбекистана Усманхана Алимова, главу ДУМНО Умара Идрисова и
руководителей основных религиозных центров современной России.
Здесь состоялся торжественный приём в честь Умара-хазрата
Идрисова: у массивных ворот медресе гостей встретил заведующий учебной частью
Кобилжон Сиддиков и редактор газеты на узбекском языке «Накшбандия» Абдуваси
Каримов, а затем внутри мавзолея, у гробниц предков, прозвучали аяты Священного
Корана в исполнении кари Максуда Акрамова. В мечети были накрыты столы для 120
учащихся, Умар-хазрат произнес волнующую речь и передал в дар книги, альбомы и
журналы, опубликованные Издательским домом «Медина».
Затем вместе с супругой Зухрой-ханум Умар-хазрат разыскал в
узких средневековых улочках Бухары дворик, где 20 лет назад снимали комнаты
учащиеся, в том числе нынешние лидеры известных духовных управлений России. Это
была трогательная и незабываемая встреча со местами, в которых прошли годы
учебы. Пришло время подводить итоги…
На следующий день, 3 мая рано утром россияне покинули
Бухару и совершили зиярат в недавно восстановленном мемориальном комплексе и
мавзолее великого суфия, шейха накшбандийского тариката Абдулхалика Гуджувани.
На подъезде к Самарканду приезжающие из Бухары встретили
также недавно воссозданный из руин грандиозный духовный центр имени имама
Аль-Бухари, которого почитает весь исламский мир. Россияне совершили дуа
(молитву) перед величественной гробницей великого учёного, посетили музей и
затем отправились в Самарканд.
Здесь они посетили мавзолей Гур-Эмир и шедевр мирового
искусства и исламского вдохновения — комплекс Регистан.
Вечером того же 3 мая в Ташкенте, куда вернулись россияне,
было открыто Представительство Республики Татарстан в Узбекистане. На этой
презентации Умар-хазрат Идрисов выступил с приветственной речью в адрес Посла
России в Узбекистане Фарида Мубаракшевича Мухаметшина, Госсоветника при
Президенте Республики Татарстан по международным вопросам Тимура Акулова, и
руководителя Представительства Рамиля Шакирова. С этой организацией, получившей
замечательный особняк в центре узбекской столицы, установлены рабочие связи.
Отвечающая за культурные контакты Наиля Галимовна Шарифкулова отметила, что
татары Узбекистана рады расширению общения с единоплеменниками из России.
Научные изыскания в этом направлении уже ведутся. Так, историк Ренат Шигабдинов
уже не первый год собирает и публикует материалы по теме «Татары в Узбекистане».
4 мая общение с коллегами в Ташкенте продолжилось и
углубилось. К числу новых партнёров прибавился и кинорежиссёр Алиаскар
Фатхуллин, род которого происходит из с. Андреевка под Сергачем Нижегородской
области. Его отец был одним из известнейших писателей и драматургов советского
Узбекистана, а сам он был участником легендарной группы «Ялла», снял фильм
«Татары Узбекистана» и мечтает снять цикл кинолент о татарах всего мира. Он
сообщил много интересного о выдающихся татарах Узбекистана, спортсменах и
ученых, артистах и писателях.
Крайне важной была и встреча с выдающимся правоведом и
дипломатом современного Узбекистана доктором Акмалом Саидовым, директором
Национального центра по правам человека Республики Узбекистан, членом Олий
Межлиса, где он руководит Комитетом по развитию демократических институтов,
неправительственных организаций и структур гражданского самоуправления. «Великим
Послом» называет его Чингиз Айтматов.
Д. Мухетдинов в качестве генерального директора
Издательского дома «Медина» заинтересовался возможностью сотрудничать с ним в
изучении и пропаганде Фикха Ханафитского мазхаба. Взаимный обмен последними
изданиями привёл обе стороны в восторг.

Завершились ташкентские встречи мусульман из России в
гостеприимном доме уже названного в начале этого обзора Рима Абдуловича
Гиниятуллина, Председателя Совета старейшин татарской общины.
Как же вкратце описать итоги этого визита, беспрецедентного
по своей масштабности и интенсивности?
Муфтий Узбекистана Усманхан-хазрат Алимов отметил:
— После того, как Президенты двух наших стран — Ислам
Каримов и Владимир Путин — подписали 14 ноября 2005 года Договор о союзнических
отношениях, мусульманам легче восстановить утраченные за последние годы связи с
единоверцами. У нас общие корни в истории: ведь Волжская Булгария, а затем и
иные земли и народы современной России узнали об Исламе от наших предков,
проживавших на землях, именуемых Мавераннахром. А знаменитое медресе «Мир-и-Араб»
подготовило значительную часть ныне действующих лидеров исламских организаций
России. Ташкент объявлен в 2007 году «столицей исламской культуры» по решению
ИСЕСКО (организации по культуре, аналогичной ЮНЕСКО, при ОИК — Организации
Исламская Конференция). И это неслучайно, ведь руководством и народом нашей
страны за последние годы проделана колоссальная работа по возрождению памятников
старины, общемировых исламских святынь, восстановлению национальных и
религиозных традиций. Общение мусульман России и Узбекистана, несомненно,
обогатит обе стороны.
Председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов так сформулировал
основные впечатления от этой поездки:
— Я не был в Узбекистане 20 лет, и потому этот визит был
для меня одновременно и деловым, и радостным в личном плане. Я готовлю книгу
воспоминаний о бухарских истоках современной российской мусульманской жизни,
поэтому с особенным интересом с нежностью встретил своих соучеников по Бухаре и
Ташкенту и, конечно же, с великой нежностью встретил
своих сокурсников по Бухаре и Ташкенту. Но особо меня поразил и воодушевил огонь
в глазах у молодёжи, обучающейся ныне в медресе «Мир-и-Араб» — они наша духовная
надежда. И мне хотелось бы, чтобы россияне и узбеки обменивались, как это было и
прежде, своими учениками и преподавателями.
Кроме того, я был поражён восстановленным святыням, о
которых мы даже не слышали. В советское время от нас скрывали и понятия о
суфизме, и зияраты великих шейхов, Джума-мечеть напротив нашего медресе была
превращена в склад, а стены цитадели бухарских эмиров скорее напоминали песчаные
горы. И вот Узбекистан восстал из обморока, когда коммунисты-атеисты уничтожали
традиции народа и его веры! За это — хвала Всевышнему и благодарность
народу-труженику!
Руководитель аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов
отметил:
— Во время поездки в Узбекистан мы хорошо потрудились. Многие встречи
внезапно сложились буквально чудом, по воле Аллаха. В итоге установлены рабочие
связи и с Муфтием страны, с руководителями исламского образования и науки, с
учёными и активистами татарской общины, с молодёжью. Роль татар как «толмачей» —
переводчиков между Западом и Востоком, Россией и Исламским миром оказалась, как
и в древности, продуктивной. Неслучайно ведь МИД назначил Послом в Узбекистане
именно татарина Фарида Мубаракшевича Мухаметшина.
Этот визит я назвал бы восстановительным — ибо мы, вслед за
Умаром-хазратом Идрисовым, не только восстановили память о том, чем обязан
российский Ислам XX века Узбекистану и его духовным учебным заведениям, но и
вообще великим учителям Ислама, которые жили здесь с первых веков Хиджры и
принесли свет Корана на наши земли. Да укрепит и благословит Аллах наши связи и
даст разум плодотворно потрудиться в благоприятных современных условиях!
Джаннат Сергей Маркус
|