29 апреля 2007 года делегация мусульман России во главе с
председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области Умаром-хазратом
Идрисовым начала визит в Узбекистан. На следующий день Муфтий Узбекистана
Усманхан Алимов принял россиян в здании своей новой резиденции в строящемся
комплексе Хазрати-Имом в центре Ташкента. И это была первая его встреча в этом
новом здании. В тот же вечер Муфтий пригласил гостей к себе домой на
торжественный ужин, во время которого и было взято данное интервью.
Естественно, что беседа с главой мусульман Узбекистана
началась с праздничного по сути вопроса:
— Чем объяснить выбор, сделанный международной
мусульманской организацией по культуре ИСЕСКО, определившей Ташкенту статус
культурной столицы исламского мира в 2007 году? И как Узбекистан добился этого?
— Мы никаких усилий для этого не предпринимали. Решение
было принято ИСЕСКО, являющейся дочерней структурой ОИК — Организации Исламская
Конференция. Ее эксперты заявили, что Узбекистан известен всему мусульманскому
миру по двум причинам.
Первое — отсюда вышли великие алимы, достаточно назвать
имама Аль-Бухари или шейха Бахауддина Накшбанда. Второе — Узбекистан дал миру
великие образцы архитектуры. Архитекторов и художников, мастеров самых различных
искусств было здесь множество. Сокровища Ислама в Узбекистане принадлежат не
только нам, узбекам, но всему человечеству. А наша задача — их сберечь,
сохранить и донести до следующих поколений.
Президент Узбекистана Ислам Каримов дал указание
восстановить все исторические памятники мусульманской цивилизации на территории
нашей страны — и то, как это реализуется, Вы сами видели, к примеру, в центре
Ташкента, где восстанавливается огромный комплекс Хазрати-Имом.

— Да, действительно! Это невероятное по красоте зрелище,
напоминающее картины великого строительства древних времен. Правда ли, что
работы здесь ведутся круглосуточно, а рабочим зарплата выплачивается ежедневно?
— Да, работа идет круглые сутки. Вы не поверите, но старт
был дан в марте этого года. А завершить все работы — строительство Джума-мечети
на пять тысяч человек, все другие мечети, мазары, медресе, минареты,
вспомогательные постройки, зеленые насаждения, автопарковки — решено к августу!
Как видите, я только сегодня сам вошел в новое здание
Духовного управления мусульман, где принял своих уважаемых первых гостей —
делегацию мусульман России во главе с Умаром-хазратом Идрисовым. Оно возведено
за несколько месяцев.

— Нас поразило и ваше новое здание, и его оснащенность,
красота и удобство. Приятно видеть древние изысканные формы в сочетании с
новейшими строительными материалами и компьютерной техникой — синтез архаики и
хай-тека. Скажу прямо — ничего подобного у нас в России до сих пор
нет. Вас и в Вашем лице всех мусульман Узбекистана можно только поздравить !И,
как говорится, позавидовать «белой завистью».
— Хвала Аллаху! Благодарю Вас за теплые и красивые слова.
— Вы — молодой муфтий очень древней страны. Когда Вы
получили это служение и какова статистика по Исламу в Узбекистане?
— Действительно, муфтием я был избран 8 августа 2006
года, а до этого возглавлял уважаемые самаркандские мечети, в том числе
известную всему миру мечеть и духовный центр имени имама Аль-Бухари. Так что меня можно
называть не то что молодым, а просто еще новорожденным.
От своего предшественника я получил огромное и растущее
хозяйство. Как известно, до обретения независимости, Узбекистан, как и все
республики СССР, подвергался коммунистическому гнету, когда атеизм был
официальной идеологией. Религиозность народа не исчезла, но была сведена к
минимуму. Многие памятники религиозной культуры были или уничтожены, или
пребывали в плачевном состоянии.
Но, начиная с 1991 года новый Узбекистан обратился к
национальным и духовным истокам и стал восстанавливать свои корни. И это были не
просто декларации.
Сегодня у нас 10 медресе, Ташкентский исламский институт и
2.034 мечети. Также государством учреждён Ташкентский исламский университет. В
каждой мечети служат имамы, получившие специальную подготовку, с дипломами.
Более того, во многих мечетях работает не один имам, а от 3 до 5 имамов. В целом
за прошедшие 15 лет независимости мы смогли восстановить систему отбора кадров и
подготовки духовных учителей, наставников народа — и это главное.
Кроме того, была создана специальная комиссия, выдававшая
документы о регистрации мечети только при наличии всех условий для ее
деятельности — от строительных и сантехнических разрешений до квалификации
служителей, имамов и муэдзинов.
— А можно ли кратко определить, в чем особенность Ислама
именно в Узбекистане, ведь при единстве веры разные народы наделены свыше своими
самобытными чертами?
— Если совсем кратко, то у нас две особенности. Это
следование мазахбу Абу-Ханифы и акыда имама Матуриди. Знающие Ислам меня,
надеюсь, поймут.
Можно лишь добавить более популярно, что узбекскому
пониманию Ислама свойственны широта взглядов и терпимость, открытость к другим
культурам и доброжелательность, сердечность.
— Известны также и суфийские традиции на вашей земле. В
России, знаете ли, до сих пор многие спорят, является ли Суфизм Исламом, или
нет?
— Такие вопросы и споры возникают вот почему — сначала
человек должен в религии войти в Шариат, а потом уже он может для своего личного
усовершенствования войти в Тарикат. Но если кто-то считает, что может обойтись
без Шариата, или, не потратив ни капли усилий на практику и теорию Шариата,
приступает к суфийским техникам — он не прав.
И скажу более: нередко человек даже получает психические
расстройства, если не соблюдает этой последовательности. Того, кто стал
фанатиком от Суфизма, вернуть на верный путь очень трудно.
Я смело и ответственно говорю об этом, ибо, вслед за моими
предками, принадлежу к тарикату Накшбандия. Мой отец, который ушел в мир иной в
прошлом году, был шейхом этого тариката.
Повторю еще раз: сначала Шариат, а потом Тарикат. Не на
словах, а на деле. И только в таком порядке, а не наоборот!
— Извините, что я несколько шутливо назвал Вас молодым
муфтием древней страны… Какие проблемы Вас заботят в этой новой для Вас роли?
— Вы меня совершенно правильно назвали, и мне очень это
нравится. А проблем особых нет. Единственно, чего я хочу — это предвидеть
будущее.
Главное, как мне кажется, сделано. А именно: улажены
взаимоотношения нашей уммы с государством. Это была моя первая забота. Сейчас у
нас отношения нормальные, то есть рабочие, творческие.
Вторая была забота — выстроить отношения с коллегами из
других государств, в первую очередь из России. И это тоже сделано. Одно из
свидетельств того — визит делегации во главе с моим одноклассником по
бухарскому медресе «Мир-Араб» и по Ташкентскому исламскому институту имени
имама Аль-Бухари
Умаром-хазратом Идрисовым и наш с Вами разговор для многомиллионной читательской
аудитории в России.
— Как же будут, на Ваш взгляд, развиваться
российско-узбекские мусульманские отношения?
— Главное уже сделано: два Президента наших стран, Ислам
Каримов и Владимир Путин подписали 14 ноября 2005 года межгосударственный
Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой
Узбекистан. Так, если договорились о таком высочайшем уровне сотрудничества и
интеграции два президента, разве мусульмане не договорятся и не наполнят
подписанный Договор своими инициативами?
Уверен, что сначала нам следует возродить многовековую
традицию обмена. Пусть у нас проходят стажировки и даже полностью получают
духовное образование молодые люди из России. Пусть идет обмен между
преподавателями и учеными. Пусть будут общие встречи и конференции — ведь нас
так многое связывает! Общая вера, причем с одним мазхабом и акыдой. И сейчас мы
уже ведем подготовку к некоторым мероприятиям.
— Чтобы Вы хотели сказать россиянам?
— Наши добрые молитвы и пожелания дальнейших
успехов — Президенту Путину! Он заслужил уважение и любовь не только у граждан
своей страны, но и за рубежом. Быть руководителем государства в столь сложный
переходный период и добиться ощутимых результатов — большое дело. И мусульмане
России, избравшие такого лидера для своей страны, сделали верный выбор.
Всем россиянам желаю развивать связи с соседями
вообще и, конечно же, с Узбекистаном. Мусульманам особо хочу пожелать единства.
Пусть разнообразие не мешает единству, пусть Духовные управления мусульман
найдут формулу объединения, ведь это будет настоящим служением Исламу. Я прошу
Аллаха, чтобы это осуществилось.
— Вы сейчас встретились с Вашим соучеником
Умаром Идрисовым, который вот уже 20 лет является главой мусульман Нижегородской
области. Как Вы восприняли эту встречу и как думаете строить отношения с уммой
Нижнего Новгорода?
— Я благодарен Аллаху за возможность вновь
увидеть Умара-хазрата и вспомнить нашу молодость вместе. Я восхищен успехами его
служения Аллаху: сколько открыто мечетей, медресе, Исламский институт имени
Хусаина Фаизханова! И — самое впечатляющее — какая огромная и качественная
издательская деятельность у нижегородского Издательского дома «Медина»! Это для
нас хороший пример.
Если на то будет воля Всевышнего, мы будем как
мусульмане помогать друг другу. Конкретные планы обсудим в рабочем порядке.
Вернусь к нашей встрече: Вы видели, что наши
старые друзья приехали на встречу с Умаром-хазратом кто за 60, а кто и за 100
километров — так они хотели увидеться! И мы славим Аллаха, который даровал на
нашем жизненном пути таких людей.
Через Умара-хазрата я передаю всем
нижегородским мусульманам, а затем и всем мусульманам России мои наилучшие
пожелания и мой сердечный салам!

Интервью и фото — Джаннат Сергей Маркус,
Ташкент, 30 апреля 2007 года
О визите делегации ДУМНО в Узбекистан
подробнее читайте здесь:
03-05-07 Визит мусульман России в
Узбекистан проходит успешно
02-05-07 Ташкент встретил мусульман из России