Джума — намаз, прочитанный сегодня в мечети Фатех городка
Авсаллар на юге Турции, произвел на меня крайне благостное впечатление. Конечно,
великолепное обрамление внутреннего интерьера мечети сыграл в этом праздничном
настроении не последнюю роль, так же, как и выразительное медленное чтение
Корана в стиле тартиль. И все же в первую очередь меня порадовал неописуемый,
прямо какой-то запредельный порядок при чтении намаза среди посетителей мечети.
Ровно в 13 часов местного времени муэдзин мечети
провозгласил первый азан. И если еще каких-то 5-6 минут тому назад мечеть была
заполнена едва ли на треть, то в течение буквально двух-трех минут после
провозглашения азана свободных мест внутри молитвенного зала уже не осталось.
При этом никакой толчеи, хождения по головам молящихся, как это нередко
наблюдается в российских мечетях, не было и в помине — просто люди четко и
организованно подходили ровно ко времени провозглашения азана, и уважительно
друг к другу заполняли свободные места.
Далее прошло не более 5 минут, когда желающие могли не
торопясь совершить 2-х и 4-х-ракатные намазы-сунну. Сразу после этого имам
поднялся на минбар, и вместо обычного приветствия (в отличие от некоторых
московских мечетей, где имамы умудряются по 3-4 раза дать «салям» одной и той же
аудитории) прочитал по-арабски аят из Корана: «Воистину, Аллах и Его ангелы
благословляют Пророка. О вы, которые уверовали, благословляйте же его и
приветствуйте наилучшими приветствиями». Затем муэдзин провозгласил второй азан.
Проповедь имама длилась ровно 10 минут, и проходила в
привычном для российских мусульман стиле: 3-4 минуты имам приводил аяты и хадисы
по-арабски (тема проповеди — о братстве и справедливости в Исламе), затем
оставшееся время расширенно толковал их смысл по-турецки. Однако я сразу обратил
внимание на две особенности, резко отличающие этот джума-намаз от проводящихся в
Москве. Во-первых, имам настолько твердо подготовился к проведению хутбы, что
почти весь текст прочел наизусть; что особенно приятно, «без бумаги» была
прочитана вся арабская часть проповеди. В принципе, ничего особенного в этом
нет, ведь пятничная проповедь — одна из основных задач имама, и подготовка к ней
должна происходить особо тщательно. Учитывая же, что минимальное знание
арабского языка должно быть неотъемлемой чертой имама, удивляться тем более не
следует. Однако я все же удивился: ведь в России, в частности, в Москве — за
исключением, пожалуй, двух-трех молодых имамов — даже татарскую или русскую
часть проповеди имамы не в состоянии запомнить наизусть, не говоря уже об
арабской ее части.
Во-вторых, и главных — согласно сунне Пророка
(с.а.в.), ни намаз, ни прочие виды поклонения не должны причинять неудобства
обычным людям. Когда один из сподвижников «затянул» с чтением намаза, Пророк
(с.а.в.) негативно отозвался об этом, сказав, что нельзя отторгать людей от
Ислама столь длительной молитвой. Именно поэтому мы имеем право всегда и везде
утверждать о том, что Ислам — это золотая середина между имеющимися нормативами
в поклонении в различных религиозных общинах.
Но московские мечети в своем большинстве (кроме
Мемориальной мечети на Поклонной горе) не подчиняются этим общим правилам
исламского шариата. Длиннейшие проповеди здесь читаются с конца 1990-х гг. на
трех языках: плохом арабском, татарском и русском, причем тексты на этих языках
дублируются на 90-100%. Таким образом, для понимающего все три языка предстоит
прослушать один и тот же текст несколько раз подряд, отмечая одни и те же ошибки
не совсем грамотного имама. Так как нахождение в московских мечетях по пятницам
в связи со страшной теснотой и отсутствием кондиционирования воздуха само по
себе требует героизма и мужества, за каждую прослушанную 45-минутную трехязычную
проповедь, я полагаю, рядовому прихожанину вполне можно просить у руководства
мечетей медаль или даже какой-нибудь орден II степени...
В Турции медаль просить не нужно: в мечети установлены
кондиционеры, хутба длится 10 минут. Вторая часть хутбы состоит из коротких
арабских традиционных формул богослужения. Сразу после призыва имама «Так
вставайте же на молитву» следует призыв-икама, читаемый муэдзином согласно
ханафитской традиции (четырехкратно) — хотя в этом районе Турции проживают в
основном шафииты — после чего имам проводит намаз. После чтения первой суры
«аль-Фатихи» зал тихонечко, почти не слышно, провозглашает «Аминь» (хотя, еще
раз подчеркну, большинство или значительная часть прихожан здесь считаются
шафиитами). В этом месте я вспомнил о строжайшем порядке в зале во время
проповеди: никто, ни один человек не ходит и не переходит с места на место,
никто не шепчется, не икает, и уж, конечно, ни у кого не играет мелодия
мобильного телефона, который выключают автоматически при входе в мечеть без
всяких объявлений и напоминаний. Точно такой же порядок и абсолютная тишина
сохраняется и во время чтения намаза. Сразу после окончания намаза покидающие
мечеть тихо, степенно и без толчеи выходят по освободившемуся для них
«коридору», все прочие читают сунну: 2 или 4 раката, в 1, 2 или более намазов.
Таким образом, в 13 часов 17 минут люди уже могут идти по
своим делам. Остающиеся в мечети коллективно проводят тасбих — на это уходит еще
5-6 минут (в основном, по причине красивого медленного чтения нараспев
ритуальных формул тасбиха). В 13 часов 30 минут мечеть пуста — остаюсь только я
для того, чтобы полюбоваться изумительным декором на стенах мечети. Ко мне
медленно подходит пожилой служитель мечети и неторопливо, с улыбкой показывает
на часы: «ваше время истекло». Я выхожу, и двери мечети закрываются. Мечеть в
Турции — дом Аллаха, дом молитв; она не предназначена для ночевок, посиделок и
кружков по интересам. Правильно это или нет — не мне судить; но чистота и
порядок, радующие глаз — этим качествам мусульманам России еще только предстоит
поучиться у своих братьев.
Дамир Хайретдинов.
Авсаллар, Турция, 4 мая 2007 г.