8 апреля представители Региональной национально-культурной
автономии татар Нижегородской области и Фонда им. Абу-Ханифы приняли участие в
Третьей Международной научной конференции «Музыка народов мира: проблемы
изучения», проходившей в Московской государственной консерватории и собравшей
ведущих специалистов, изучающих музыкальные культуры разных, в том числе
мусульманских, народов мира. Участникам конференции был сделан подарок — набор
изданий ИД «Медина», в частности, альманах
«Мавлид ан-Набий».
В ходе встречи нижегородская делегация установила контакт с музыковедами России, занимающимися музыкой в Исламе
В круг дискуссий попали вопросы музыкальной эстетики Ирана,
философии исламской музыки, особенности проведения татарского Мавлида, пение и
игра индийских суфиев и многое другое.
Организатор конференции — доктор искусствоведения и
профессор Московской консерватории Виолетта Николаевна Юнусова — известна своими
исследованиями музыкальных традиций Поволжья, Приуралья и Северного Кавказа. Она
выступила с докладом на тему «Е.В. Назайкинский — востоковед». Ее статья о
музыкальном измерении праздника Мавлид была в марте опубликована в нижегородском
альманахе «Мавлид», а интервью на эту же тему — в
газете «Медина». Она
поделилась с читателями нашего сайта своими впечатлениями и планами
сотрудничества с нижегородскими мусульманами и национальными общинами
Нижегородской области:
— От лица всех получивших в дар книги и газеты
издательского дома «Медина» хочу выразить благодарность и самим издателям, и
заботе культуролога Джанната-Сергея Маркуса о нашем специфическом цехе, о
профессиональных музыковедах! Мы будем сотрудничать. Хотелось бы издать как мою
монографию, так и коллективный сборник, показывающий плоды работы музыковедов
России. Также мы готовы участвовать в популяризации музыковедческих знаний на
страницах газет и на сайтах, руководимых из Нижнего Новгорода. Нас приятно
удивило и обилие, и качество, и современное оформление издаваемых ИД «Медина»
газет, брошюр и серьёзных научных монографий.
— А как прошла организованная Вами конференция?
— Очень плодотворно. Доктор искусствоведения, профессор
Марина Дрожжина из Новосибирска выступила с темой «Композиторский тип
профессионализма как элемент современной музыкальной культуры Ирана». Также
прозвучали доклады «Мусики и образ ангельского славословия в персидских
трактатах о музыке (Вопросы философии музыки исламской цивилизации)» кандидата
искусствоведения, старшего научного сотрудника Гюльтекин Шамили (Москва), «Хафиз
как реалия традиции чтения Корана» кандидата искусствоведения, старшего научного
сотрудника Зили Имамутдиновой (Москва), «Музыкальные особенности религиозного
праздника Маулид у татар-мусульман Поволжья» аспирантки Казанской Консерватории
Айгуль Софийской.
Были присланы ещё и такие материалы: кандидат
искусствоведения из Болгарии Иванка Аспарухова Влаева-Стоянова написала о музыке
индийских суфиев, кандидат искусствоведения из Голландии Гузель Сайфуллина -
доклад «Категория «кэйле китап» в музыкально-поэтической культуре
татар-мусульман», а Ода Ришмави, замечательный музыкант из Палестины, недавно
решивший освоить профессию музыковеда — сообщение «Аль-уд в современной
музыкальной культуре Палестины». Мероприятие завершилось плодотворной
дискуссией.
Особо приятно, что мусульмане проявили заботу о
молодёжи, начинающей творческий путь в нашей профессии. Айгуль Софийская —
молодая исследовательница и композитор — приглашена на Первую всероссийскую
конференцию молодых исламоведов и тюркологов, который ДУМНО проводит в мае этого
года в Нижнем Новгороде. Для подрастающей научной смены крайне важны и
профессиональное общение, и первые публикации и просто чисто человеческая
поддержка.
— Могли бы Вы оценить место
музыковедов-исламоведов России в сравнении с коллегами из других стран?
— Напомню, что в советские атеистические
времена не могло быть и речи о музыковедческом изучении исламской культуры. Наша
работа стала возможной лишь благодаря демократическим преобразованиям последних
пятнадцати лет.
Когда зарубежные специалисты видят нас — поражаются:
«неужели в России есть и сам объект исследований, то есть мусульманская
музыкальная традиция, и даже музыковеды?!» У них просто шок — настолько о нас,
об Исламе в России ничего не знают.
Однако, в последнее время ситуация стала
меняться. Мы теперь выезжаем на международные встречи, общаемся, переводим. К
примеру, меня пригласили в августе в Марокко на международную конференцию по
музыке Ислама. А некоторые наши бывшие соотечественники теперь живут и работают
за границей, к примеру, из Новосибирска в Германию переехала Анна Плахова, из
Казани в Голландию Гузель Сайфуллина.
Фундаментальные школы сложились, конечно,
прежде всего в Европе, во Франции в первую очередь. В последние десятилетия
набирают силу учёные в США. Интересно, что если в начале XX века исламским
музыкознанием занимались лишь европейцы, то с середины века — всё чаще арабы,
получившие европейское или американское образование. Нам, россиянам, ещё
предстоит большой диалог с зарубежными знатоками. И нам есть, что показать из
наших самобытных традиций.
Наш уникальность — в наследии российской
многонациональной культуры, точнее сказать, в многообразии наших культур. Ведь у
каждого своё лицо — у татар Поволжья и татар Сибири, у башкир, у многочисленных
народов Северного Кавказа, Казахстана и Средней Азии, с которыми мы не порываем
культурные связи. Кстати, для нашего будущего Сборника я уже заказала статью и
перевод с китайского о мусульманской музыке в Китае – а выполнит её наша
аспирантка-бурятка Туяна Будаева. Таким образом, именно наша
российская открытость и умение жить, взаимодействуя с самыми разными народами –
залог большого будущего нашего исламского музыкознания!
Игорь Китабов
Москва – Нижний Новгород